Давыдов, Р. А. Русский Север в войнах XVI-XIX веков / И. М. Гостев, Р. А. Давыдов ; Правительство Арханг. обл. - Архангельск : Фонд развития Соловецкого архипелага, 2014. - 261 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.
Барон де-Ведель-Ярлсберг, имя и отчество которого по документам проходило в ру сифицированном виде - Герман Фердинандович, был принят из норвежской службы на Балтийский флот чином мичмана 11 (23) июня 1835 г. На люгере «Ораниенбаум» ходил из Петергофа в Данциг, оттуда на фрегате «Паллада» возвратился в Кронштадт. В 1836 г. на том же фрегате крейсировал в Балтийском море. 25 ноября (7 декабря) 1837 г. был уволен от службы23. Флейшер Балтазар Павлович был принят из шведской службы в лейтенанты Балтий ского флота 5 (17) мая 1836 г. Сначала служил на Балтике на корабле «Кацбах»; после пере вода на Черноморский флот на корабле «Силистрия» и фрегате «Агатополь» крейсировал у берегов Абхазии. В 1838-1840 гг. на том же корабле и бриге «Меркурий» снова находился у берегов Абхазии. Орден он получил за участие в высадке десанта и военной операции против горцев. 12 (24) марта 1841 г. Б.П. Флейшер был уволен от службы24. По всей видимости, Б. Флейшер бывший лейтенант Балтийского и Черноморского фло тов, кавалер ордена Св. Станислава, ставший шведско-норвежским консулом в Архангель ске, сразу по прибытии приложил известные усилия к тому, чтобы стимулировать русских судовладельцев продолжать совершать рейсы с продовольствием в Северную Норвегию. СТРАННОСТИ БЛОКАДЫ Блокада беломорских портов была официально объявлена англичанами и французами лишь 1 (13) августа25, хотя английская эскадра впервые появилась на баре Северной Двины еще 14 (26) июня. Но даже после объявления блокады судам нейтральных стран разрешался беспрепят ственный выход из Архангельска еще в течение 15 дней, то есть до 15 (27) августа. К этой дате в Управлении Архангельского порта решили подвести итоги навигации. Оказалось, что пришедших к Архангельску только иностранных торговых судов было 599, отошедших-600. Последним иностранным судном, покинувшим Архангельск 12 (24) августа, был назван аме риканский барк «Lamp lighter». О закрытии навигации Архангельского порта сообщили в Санкт-Петербург; соответствующая информация появилась в «Морском сборнике»26. Но с подведением итогов чиновники поторопились. После того, как английская и французская эскадры покинули Белое море, судоходство возобновилось, и фактически навигация закры лась лишь 8 (20) ноября27. Показательно, что из 619 иностранных торговых судов, покинувших Архангельский порт в навигацию 1854 г., в Англию ушли - 211, в Шотландию - 6528. И это в условиях войны с Великобританией! Можно с известной осторожностью предположить, что еще какая-то часть иностранных кораблей, объявивших в Архангельской таможне о том, что они идут в Голландию (а таких было 231), также разгрузилась в портах Великобритании. Наконец, десятки русских судов все же совершили благополучные плавания в Норве гию, хотя некоторые из них, как мы видели выше, были ограблены, уничтожены и захвачены неприятелем. Всего за навигацию 1854 г. поморскими жителями Архангельской губернии привезено только к Архангельскому порту из Норвегии и с российского Мурманского берега рыбы сушеной 7590 пудов, соленой - 43 947 пудов. Объявлено ими для вывоза в Норвегию разных товаров на 161 835 рублей 60 копеек29. Говоря о взаимной невыгодности блокады для воюющих сторон, мы ничуть не преуве личиваем. Вот какое по-своему забавное письмо на английском языке было направлено и з
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz