Давыдов, Р. А. Русский Север в войнах XVI-XIX веков / И. М. Гостев, Р. А. Давыдов ; Правительство Арханг. обл. - Архангельск : Фонд развития Соловецкого архипелага, 2014. - 261 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.
тельств мещанамДемидову и Ростовцеву»и. Консул ответил, что свидетельства выдает только по предъявлению ему паспортов, по лучаемых поморскими жителями от таможни. А поскольку Демидов и Ростовцев никаких документов ему не предъявили, то он не счел себя вправе выдать им свидетельства до тех пор, пока не увидит удостоверения русского начальства, что к отплытию заявителей в Нор вегию препятствий не имеется. Дабы пресечь повторение подобных случаев в будущем, Р.П. Бойль написал начальнику Архангельского таможенного округа: «Имею честь покорнейше просить Ваше Превосхо дительство предписать всем таможенным заставам для объявления поморским жителям, отправляющимся в Норвегию, что для получения свидетельства от консула должно предъ являть ему таможенный паспорт, в коем означается и груз и количество оного; тогда консул будет знать, в чем он дает свидетельство»’5. С открытием навигации русские судовладельцы, как и в прежние годы, направили свои шхуны и лодьи с грузами к берегам Северной Норвегии. Они не были вооружены; их коман ды рассчитывали на то, что выданные норвежским консулом свидетельства послужат им надежной гарантией безопасности плавания, а офицеры английских и французских эскадр не нарушат обещания, данного правительствами их стран не препятствовать старинной тор говле с Норвегией. Но очень скоро поморам пришлось на своем горьком опыте убедиться, что британские и французские военные моряки отнюдь не всегда действуют в соответствии с официальными обещаниями правительств своих стран. «ТОРГОВЛЯ... НЫНЕ КАК БЫ СОВЕРШЕННО ПРЕКРАТИЛАСЬ» Во второй половине июля 1854 г. норвежская королевская шхуна «Слейпнер»’6побывала у острова Сосновец в горле Белого моря, где почти постоянно находились суда английской и французской эскадр. Офицеры норвежской шхуны встретились с командующим англий ской эскадрой Э. Омманнеем. Суть состоявшихся переговоров видна из письма за подписью X. Крога (Н. Krogh) - капитана королевского норвежского флота и командира норвежской эскадры в Финмаркене, датированного (14) 26 июля 1854 г., составленного на английском языке и адресованного шведско-норвежскому консулу в Архангельске. Оно было передано с идущим в Архангельск ганноверским судном «Веста». 17 (29) июля командир русского шестнадцатипушечного брандвахтенного брига «Новая Земля» изъял это письмо под расписку у капитана «Весты» и отправил подозрительный до кумент архангельскому военному губернатору, от которого он 19 (31) июля после снятия ко пии и перевода на русский язык был направлен адресату. В письме говорилось следующее: «Торговля, которая производилась между Россиею и норвежским Финмаркеном и которую английское и французское правительства дозволили продолжать беспре пятственно, ныне как бы совершенно прекратилась, что должно приписать неоснова тельному страху быть захваченными, господствующему между русскими береговыми плавателями. Я счел за обязанность переговорить с капитаном Аммани, командиром английской эскадры в здешних морях, и он дал мне слово, что лодьям, раншинам и ка ботажным судам, не превышающим 100 тонное, будет беспрепятственно дозволено продолжать торговлю хлебными припасами с норвежским Финмаркеном, если толь ко эти суда будут снабжены нужными для того бумагами, засвидетельствованны ми шведско-норвежским в Архангельске консулом. Поэтому таким судам не должно стараться избегать встречи с английскими крейсерами, но скорее искать их, чтобы U 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz