Давыдов, Р. А. Русский Север в войнах XVI-XIX веков / И. М. Гостев, Р. А. Давыдов ; Правительство Арханг. обл. - Архангельск : Фонд развития Соловецкого архипелага, 2014. - 261 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.
маркене», в которое было включено и вышеприведенное «предупреждение» военного гу бернатора10. «ПОКОРНЕЙШЕ ПРОШУ ВАС ПРОДОЛЖАТЬ...» Пару недель спустя губернатор Р.П. Бойль узнал, что шведско-норвежское консульство в Архангельске развернуло массовую выдачу неких свидетельств для русских судовладель цев, занятых торговлей с Норвегией. 26 мая (7 июня) Р.П. Бойль написал в Архангельскую портовую таможню: «До сведения моего дошло, что на некоторых из русских купеческих судов, отправ ляющихся из Архангельского порта в Норвегию, росписи товаров свидетельствуют ся исправляющим должность шведско-норвежского в Архангельске консула. В случае, если подобное свидетельство делается не на всех судах, отправляющихся с товаром в Норвегию, то те из них, которые не имеют этого свидетельства, легко могут быть захвачены неприятелем под тем предлогом, что они, не имея означенного консульско го удостоверения, не принадлежат к числу судов, которым предоставлено право сво бодного плавания по торговле в Норвегию, а потому предлагаю портовой таможне доставить мне сведение - на всех ли без исключения русских купеческих судах, отправ ляющихся в Норвегию, свидетельствуется товар консулом»” . В таможне об этом «освидетельствовании» ничего не знали и потому обратились к кон сулу за разъяснениями. Он ответил, что действительно выдавал особые удостоверения за своей подписью тем поморам, у кого уже были на руках паспорта на отход в Норвегию. В каждом таком документе консул указывал название судна, фамилию и имя шкипера, чис ленность команды, порт назначения, сведение о товаре (т.е. то же самое, что было указанно в таможенном паспорте)’2. Поморы сами настаивали на выдаче их, полагая, что документы за подписью консула станут главной «охранной грамотой» в случае встречи с военными судами неприятеля. Разобравшись в ситуации, военный губернатор Р.П. Бойль не только не стал возражать этой новой, стихийно возникшей процедуре, но и одобрил ее, написав шведско-норвеж- скому консулу 4(16) ИЮНЯ: «Покорнейше прошу Вас продолжать это засвидетельствование, если только сами судохозяева будут просить Вас об этом, не обязывая однако ж их к этому, так как такое требование было бы несогласно с существующими правилами о торговле России с Норвегиею»13. Забегая вперед, скажем, что после этого русские судовладельцы не только Архангельска, но и других прибрежных поселений стали требовать у норвежского консула соответствую щих «свидетельств». Когда же консул отказывал просителям (если суда их находились не в Архангельске, а у их владельцев не было при себе никаких документов, подтверждающих их намерение идти в Норвегию с конкретным грузом), те шли жаловаться военному губер натору! Например, 17 (29) августа губернатор Р.П. Бойль направил шведско-норвежскому консу лу следующее письмо: «Мещане Сумского посада Гоигорий Демидов и Павел Ростовцев принесли мне ж а лобу на то, что Вы отказали им в выдаче свидетельств на отплытие их со своими судами в Норвегию не из Архангельска, а из Сумского посада, так как суда их находятся в Суме. Покорнейше прошу Вас уведомить меня, почему Вы отказали в выдаче свиде U о
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz