Давыдов, Р. А. Русский Север в войнах XVI-XIX веков / И. М. Гостев, Р. А. Давыдов ; Правительство Арханг. обл. - Архангельск : Фонд развития Соловецкого архипелага, 2014. - 261 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.

БЛОКАДА БЕЛОМОРСКИХ ПОРТОВ Блокаду беломорских портов объединенными англо-французскими военно-морскими силами в 1854 г. вполне можно назвать «странной» (по аналогии с устоявшимся опреде­ лением «странная война»’). Складывается ощущение, что с экономической точки зрения блокада была совершенно не нужна всем воюющим сторонам, а потому Великобритания и Франция затягивали с ее официальным объявлением. Россия же в свою очередь не спе­ шила применять на практике санкции, которые могли бы весьма болезненно ударить по европейским странам и особенно по Великобритании2. В секретном письме, отправленном из канцелярии Военного министерства 27 мая (8 июня) 1854 г. архангельскому военному губернатору Р.П. Бойлю, сообщалось со ссылкой на частные сведения из Лондона о том, что Архангельск вряд ли будет подвержен блокаде. В Великобритании будто бы слишком заинтересованы в поставках овса через порты Севера России и будто бы для транспортировки его уже было «нанято в Голландии большое число кораблей»3. До сведения губернатора тогда же довели, что в Министерстве финансов обсу­ ждалась идея ограничить экспорт хлеба за границу через Архангельск, что «было бы весьма чувствительно для неприятеля». Однако император Николай I, узнав о ней и, «принимая во внимание, что запрещение отпуска из Архангельска овса и вообще хлеба причинило бы в сем городе значительное расстройство торговли, высочайше повелеть соизволил вывоз овса из Архангельского порта оставить незапрещенным»4 Смыслом военного присутствия в Белом море английской и французской эскадр могла бы стать блокада беломорских портов. Однако правительства Франции и особенно Велико­ британии, вероятно, понимали, что настоящая, «строгая» блокада нанесет вред не только и не столько России. Блокада неизбежно вызвала бы недовольство и у многочисленных судовладельцев, и у торговых фирм нейтральных европейских государств, которые вели торговлю через порты Белого моря. Под угрозой неминуемо оказался бы бизнес поддан­ ных собственно Великобритании, на протяжении трех столетий занимавшихся экспортом из России леса, пиломатериалов и другого сырья через Архангельск и Онегу5. А Северная Нор­ вегия, в середине XIX в. все еще зависимая от поставок русского хлеба, которые осущест­ влялись поморскими судами именно через беломорские порты, вообще могла оказаться на грани голода. Последнее обстоятельство не могло не учитываться правительствами Вели­ 138

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz