Давыдов, Р. А. Русский Север в войнах XVI-XIX веков / И. М. Гостев, Р. А. Давыдов ; Правительство Арханг. обл. - Архангельск : Фонд развития Соловецкого архипелага, 2014. - 261 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.

ким и узним долами. Ширина нлинна у пяты 3,2 см, нривизна 43/4,8 см. Черен рунояти ностяной, с пропиловной поверхности мелкими ромбинами и тремя фризами. Навершие рунояти литое латунное с головной и гривой льва. Ирестовина танже литая, латун­ ная с закругленными и загнутыми в противоположные стороны нонцами. На нижнем нонце нрестовины закреплено латунное ушно. Заодно с нрестовиной отлиты пласти­ ны перекрестья и крепления рукояти, изготовленные в виде заостренной пирамиды с боковыми округлениями, канавками и цветками. Ножны листовые латунные с двумя ушками и кольцами для крепления пасовых ремней. Устье в ножнах зафиксировано дву­ мя винтами. На верхней обоймице ножен - овальный штамп с надписью: «R. Banks 49. Fore street. Plymouth»i9. Этот кортик - единственный из трофеев М.А. Герасимова, современное местоположение которого достоверно известно автору настоящей публикации. 1. Niemi Е. Pomorhandelen sett med norske oyne II Ottar. 1992. Nr. 4 (192). S. 17-18. 2. В российской историографии эпоху Наполеоновских войн обычно ограничивают 1799-1815 гг.де . тем периодом, когда Наполеон Бонапарт находился во главе французского государства. Следует, однако, учитывать, что известность Наполеону, как военачальнику, еще раньше принесли Итальянская компания и Египетская экспедиция. 3. В 1801 и 1807 гг. датский флот дважды уничтожался англичанами из соображений своеобразно понимаемой внешнеполитической целесообразности. Первый раз - вообще без объявления войны; во второй раз британские военно-морские силы в течение четырех дней обстреливали из корабельных орудий столицу Дании - Копенгаген, вызвав в ней многочисленные пожары, разрушения и гибель сотен мирных жителей. Не удивительно, что Дания в конце октября 1807 г. заключила военный союз с наполеоновской Францией. Россия выступила союзницей Дании, объявив войну Великобритании 7 ноября. Англо-датская война продолжалась до 1814 г. (См.: Советская военная энциклопедия. М.: Воениздат, 1976. С. 179). 4. История Норвегии. М.: Наука, 1980. С. 241-242; подробнее см.: Worm- Muller J.S. Norge gjennem nodsaarene (1807-1810). Christiania, 1918. 5. Подробнее см.: Kraft S. Pomorhandelen pa Nord-Norge under 1800-tallets forra holt. Tromso-Oslo, 1968; Шрадер (Алимова) Т. Сторгом в Норвегу// Следопыт Севера. Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1986. С. 196-197. Эту же статью на английском языке см.: Schrader Т.А. Pomor Trade with Norway II Acta Borealia. 1988. № 1/2. P. 111-118. 6. Worm-Muller J.S. Norge gjennem nodsaarene. 1807-1810. Christiania, 1918. S. 189,191. 7. Основатель торгового дома Алексей Иванович Попов (1743-1805) происходил из крестьян. Он финансировал морское судостроение; суда со своими грузами направлял в Гамбург, порты Голландии и Англии; представлял интересы иностранных предпринимателей в Архангельске. 8. Четверть - русская мера сыпучих тел. В справочной литературе обычно указывают, что в начале XIX в. четверть равнялась примерно 209.91 л; в торговле в тот же временной период было принято считать, что в объеме 1 четверти содержится либо 9,5 пуда пшеницы, либо 6,25 пуда ржи, либо 7,25 пуда ячменя, либо 6 пудов овса. (См., например: Куратов А.А. Метрология Русского Севера. Архангельск, 1991. С. 16). Фактически, четверть могла заметно отличаться от вышеуказанных 201.91 л, в зависимости от конкретных исторических условий и традиций, существовавших в различных губерниях России. 9. Огородников С.Ф. Очерк истории города Архангельска в торгово­ промышленном отношении. СПб., 1890. С. 268-269. 10. Заринский М. Подвиг морехода Герасимова II Северная пчела. 1849. № 178; Чернышев В. Русский мореход Герасимов II Журнал Министерства внутренних дел. 1849. № 5. С. 289-296; Его же. Русский мореход Герасимов //Москвитянин. 1849. № 16. С.81-84. 11. Заринский М. Подвиг морехода Герасимова //АГВ. 1854.10 апреля; Его же. Подвиг морехода Герасимова II Журнал для чтения воспитанникам военно-учебных заведений. 1854. Т. III. С. 330-338. 12. Ушаков И.Ф. Кольская земля. Очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период. Мурманск: Мурманское кн. изд-во, 1972. С. 228-230; Его же. Кольский Север в досоветское время: историко­ краеведческий словарь. Мурманск: Мурманское кн. изд-во, 2001. С. 51. 13. Фруменков Г.Г. Соловецкий монастырь и оборона Беломорья в XVI—XIX вв. Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1975. С. 110; Фруменков Г.Г. Новожилов Ю.К. Поморы, сыны отечества // Архангельск 1584-1984: Фрагменты истории. Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1984. С. 47-48. 14. Востряков Л.Е. «Пожаловать знак отличия...» (Матвей Герасимов - русский патриот)// Архангельское поморье. История и культура. Архангельск, 1983. С. 3-12. 15. Н.Я. Озерецковский (1750-1827) - автор одной из первых публикаций, посвященных городу Коле. См: Озерецковский Н.Я. Описание Колы и Астрахани. СПб., 1804. С. 1-82. См. эту же публикацию в интернете: http://matteuccia.narod.ru/rasnoe/ozerezk1.html 16. Козлов С.А. «Лишиться вовсе жизни или спасти оную...». Записка русского корабельщика Матфея Герасимова о пленении его англичанами в 1810 году II Новый часовой. 2002. № 13-14. С. 231-236. Отзыв об этой публикации см.: Соркажердьев В. Английские пленники кольского шкипера II Мурманский вестник. 2005.9 апреля. 17. Здесь и далее даты даны по юлианскому календарю или «старому стилю», а в скобках - по григорианскому календарю или «новому стилю». ВXIX в. разница между старым и новым стилем составляла 12 суток. Т.е. 19 августа 1810 г. - это 31 августа по привычному для нас календарю и т.д. ВXX и XXI вв. разница между датами - 13 суток. 18. ГАА0. Ф. 4 .0п. 3. Д. 468. Л. 1-3. Документ опубликован: Архангельский Север в документах истории (с древнейших времен до 1917 года): хрестоматия I под общ. ред. А.А. Куратова. Архангельск, 2004. С. 199-202. 19. Длина судна по килю, как показывал М.А. Герасимов, была 80 футов. Это чуть более 24 метров (1 английский фут = 30,48 см). 20. Название судна необычно. Кто такой Евплус? И почему 2-й? Писавшие о М.А. Герасимове старались либо не упоминать это название, либо не акцентировать на нем внимания. Возможно, судно было названо в честь священномученика архидиакона Евпла, проповедовавшего христианство в сицилийском портовом городе Катании и обезглавленного около 304 г. Православные поминают священномученика Евпла 11 августа по старому стилю. 21. В первоисточниках приводятся не совсем понятные, даже противоречивые сведения о численности команды «Евплуса 2-го», а также о количестве россиян, оставшихся на его борту и увезенных англичанами. Вероятнее всего, объясняется это поспешностью составления документов. Например, из рапорта кольского городничего, составленного со слов М.А. Герасимова 20 сентября 1810 г., получается, что всего на борту 115

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz