Давыдов, Р. А. Русский Север в войнах XVI-XIX веков / И. М. Гостев, Р. А. Давыдов ; Правительство Арханг. обл. - Архангельск : Фонд развития Соловецкого архипелага, 2014. - 261 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.

щал вести торговые, почтовые и другие сношения с Великобританией - в то время глав­ ным и наиболее опасным противником Франции. Этим документом было положено начало континентальной блокаде, целью которой было с одной стороны нанесение экономического ущерба Великобритании путем закрытия для нее европейских рынков, а с другой - установ­ ление гегемонии французской экономики в Европе. Однако, пытаясь создать проблемы пра­ вительству Великобритании, Наполеон создал едва ли не большие проблемы тем странам, которые, по разным причинам оказались вовлечены в участие в континентальной блокаде3. Среди них оказались Россия и соединенные королевства Дании и Норвегии, лишившиеся возможности вести официально взаимовыгодную торговлю с Великобританией. Годы континентальной блокады в норвежской истории ассоциируются с народными бедствиями. Британский королевский флот в качестве ответа на объявленную Великобри­ тании блокаду в свою очередь стал препятствовать движению торговых судов между Дани­ ей и Норвегией. В Норвегии стала ощущаться нехватка хлеба. Цены на продукты выросли, начались голод, болезни, возросла смертность населения4 В этих условиях поставки ржи и других продуктов питания из России стали жизненно необходимыми для населения Нор­ вегии. Мы не будем подробно рассказывать о том, как это происходило, в каких объемах и по каким расценкам. Заинтересованный читатель может обратиться, например, к публикаци­ ям российского исследователя ТА. Шрадер и других авторов5. Отметим лишь следующие моменты. В 1807 г. датско-норвежский посланник при дворе русского императора Александра II Отто Бломе добился разрешения от российских властей на закупку значительного объе­ ма ржи для последующей транспортировки ее через Архангельск в норвежские порты, в том числе и для размещения на военных складах в Тронхейме6. В следующем 1808 г. ар­ хангельский купец первой гильдии Василий Попов, возглавлявший один из крупнейших русских торговых домов Архангельска7, отправил в Норвегию 18 тысяч четвертей ржи, а в 1809 г. - еще около 50 тысяч четвертей ржи8. Некоторые из судов, перевозивших этот груз, потерпели крушение или были захвачены английскими крейсерами, но большая часть товара благополучно достигла норвежских портов. В 1810 г. более 20 морских судов, принадлежащих купцу Василию Попову, невзирая на риск быть захваченными англичанами, как и в прежние годы, взяв груз, вышли из Ар­ хангельска9. И, как минимум, одно из них было захвачено. Благодаря решительности его шкипера МА. Герасимова, команде захваченного судна удалось освободиться и с честью выйти из неожиданного испытания. СЛУЧАЙ ЭТОТ БЫЛ ДОВОЛЬНО ИЗВЕСТНЫМ... Подвиг Матвея Герасимова, совершенный им в 1810 г., впервые нашел отражение в пе­ чати в художественном произведении - повести «Мореход Никитин» (1834 г.) Александра Александровича Бестужева-Марлинского. Но лишь в середине XIX в. реальные обстоятель­ ства подвига и сама личность героя стали привлекать внимание публицистов и историков. Первые публикации о М. Герасимове появились в 1849 г.ш и были переизданы в 1854 г. в условиях войны с Великобританией, когда тема народного сопротивления королевскому флоту стала вновь актуальной” . Общие сведения о МА. Герасимове и его подвиге можно почерпнуть из книг совет­ ских исследователей дореволюционной истории Архангельской губернии - мурманского 106

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz