Давыдов, Р. А. Российский опыт определения границ территориальных вод и охраны морских ресурсов в Евро-Арктическом регионе (1860-е–начало 1910-х гг.) : монография / Р. А. Давыдов ; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова» [и др.]. - Архангельск : Поморский университет, 2009.

привлечь к делу охраны территориальных вод частных лиц. На эту мысль чиновников, вероятно, навел следующий случай. 20 июня (2 августа) 1913 года волостной старшина Мурманско- Колонистский Иоостад, прибыв на пароходе Мурманского Товари­ щества «Преподобный Трифон» в становище Мало-Немецкое, об­ наружил там (как потом выяснилось) принадлежащее норвежскому подданному Хагруну Паульсен моторное судно «Фискен», команда которого ловила в Песчаной губе наживку. Заметив, что Паульсен пытается уйти из становища в море и скрыться, старшина Иоостад обратился к капитану парохода «Преподобный Трифон» И.И. Су- щихину с просьбой задержать «хищника». Захваченное судно было передано в распоряжение местной полиции, которая привлекла X. Паульсена к судебной ответственности и конфисковала налов­ ленную им наживку. Случай был, между прочим, не вполне простым: старшина Иоо­ стад, выступивший с инициативой задержания хищника, по свое­ му происхождению не был русским; зато русскими были задержан­ ные, ловившие наживку для «хищника» - норвежского подданного Паульсена - печенгские колонисты Василий Костин, Аким Карпов и Иван Немчинов. Но на эти «частности» предпочли не обращать внимания. В прессе, для простоты, сообщили: капитан русского парохода задержал норвежских хищников'. В Отделе торгового мо­ реплавания Министерства торговли и промышленности увидели в данном случае показательный прецедент. «Признавая со своей стороны желательным поощрить содействие частных лиц в деле охраны наших северных рыбных богатств», Отдел торгового море­ плавания выступил с предложением наградить капитана И.И. Су- щихина «за проявленную им распорядительность»2. * * * Обобщая вышеизложенное, выделим основные причины неэф­ фективности охраны морских ресурсов в территориальных водах морей Северного Ледовитого океана в 1894-1914 годах. Во-первых, одно судно-крейсер никак не могло обеспечить по­ всеместную охрану территориальных вод России в морях Северно­ го Ледовитого океана. 1Правительственный Вестник. 1913. 10 июля. 2 ГААО. Ф. 115. Оп. 11. Д. 1430. Л. 3 - 3 об.; Ф. 1. Оп. 8. Т. 2. Д. 622. Л. 264-264 об. 81

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz