Давыдов, Р. А. Российский опыт определения границ территориальных вод и охраны морских ресурсов в Евро-Арктическом регионе (1860-е–начало 1910-х гг.) : монография / Р. А. Давыдов ; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова» [и др.]. - Архангельск : Поморский университет, 2009.
имя, с правом переуступки такового в Пользование на условлен ный срок, сохранив, конечно, в строгой тайне действительное его назначение». Собранию и губернатору идея Шмидта понравилась. Решили пойти еще дальше - не приглашать на зафрахтованное судно военных моряков под начальством офицеров, а укомплек товать команду поморами: «Эти люди отлично знакомы со всеми пунктами, посещаемыми иностранными промышленниками, и с детства привыкли к суровому климату и тяжелому плаванию в на ших северных водах; вооруженную же силу из нижних чинов по лицейской стражи (...) подчинить кому-либо из отставных морских офицеров»1. В качестве альтернативного варианта архангельский губернатор рассматривал возможность привлечения к охранной службе в северных водах одного из крейсеров Отдельного корпуса пограничной стражи - «Беркута» или «Кондора», совершающих плавания в Балтийском море2. Но в Петербурге к предложениям архангельского губернатора не проявили интереса. В том же 1912 году Министерство иностранных дел России впер вые попыталось начать систематизированный сбор сведений о слу чаях нарушения иностранными тюленепромышленниками россий ских территориальных вод. Непосредственным поводом для этого послужила серия жалоб россиян на норвежцев, поданная россий скому консулу в Хаммерфестс. МИД России признал желательным, «чтобы русские промышленники вносили в их вахтенные журналы все те случаи, когда будут замечены иностранные суда, промыш ляющие в русских территориальных водах, с точным указанием национальности, названия и особых знаков этих судов, а также и тех пунктов, где они были замечены при производстве незаконного промысла, для передачи этих сведений ближайшему портовому на чальству или русскому консульскому представителю»3. Государственное управление землеустройства и земледелия, в ведение которого к тому времени были переданы вопросы охраны морских ресурсов в территориальных водах России на Севере, под держало инициативу МИДа и со своей стороны сделало попытку 1Там же. Л. 143-145. 2Суда эти имели длину 162 футов, ширину - 22,5 футов, углубление кормой при полной загрузке - 9 футов, водоизмещение - 350 тонн, ско рость хода - 15 узлов, вооружение - 6 скорострельных орудий; штатный состав каждого судна составляли 3 офицера, 38 нижних чинов и 4 воль нонаемных (ГААО. Ф. 1. Оп. 2. Т. 2. Д. 622. Л. 144 об.). 3ГААО. Ф. 115. Оп. 11. Д. 1430. Л. 1. 80
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz