Давыдов, Р. А. Российский опыт определения границ территориальных вод и охраны морских ресурсов в Евро-Арктическом регионе (1860-е–начало 1910-х гг.) : монография / Р. А. Давыдов ; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова» [и др.]. - Архангельск : Поморский университет, 2009.
Высочайшая резолюция вызвала оживленную переписку, обмен «соображениями» между чиновниками различных министерств и ведомств. В сущности, все были согласны с тем, что «Бакан» пора заменить. Но чем? В «Деле об охране морских и звериных промыслов» Государ ственного архива Архангельской области сохранились копии доку ментов, которыми в течение пяти (!) лет обменивались между собой Главное управление землеустройства и земледелия, Морское ми нистерство, Министерство юстиции, Совет министров и Государ ственная Дума. Это своеобразный мартиролог благих намерений. В нем есть и предложение создания «особой промысловой стражи в числе 21 стражника», и обоснование необходимости приобретения 4 парусно-моторных ботов, одного парового катера, 2 мореходных и 21 мелких карбасов для осуществления промыслового надзора, и проекты поправок к действующему законодательству1. Бумажная возня вокруг «высочайшей резолюции» 1908 года, продолжалась до 1912 года. В конце концов, столичные чиновни ки решили избавиться от надоевшей им проблемы, переложив на архангельского губернатора бремя «организации на месте, в горо де Архангельске, охраны звериных и рыбных промыслов в Белом море и территориальных водах Северного Ледовитого океана (...) и заф р ах то в ан а в этих целях частного парохода»2. В начале 1912 года губернатор созвал совещание «из местных сведующих лиц и пароходовладельцев». В нем принял участие и директор Товарищества Архангельско-Мурманского срочного па роходства. Выяснилось, что в портах Белого моря и Мурмана за фрахтовать подходящее судно нет возможности: пароходы Мур манского Товарищества «Вайгач», «Ксения» и «Королева Ольга Константиновна» хотя и развивали требуемую скорость (до 12 узлов), но были заняты срочными рейсами, за совершение кото рых выплачивалась казенная субсидия. Других судов, обладающих такой скоростью и способных совершать продолжительные пла вания, не нашлось. Оригинальную идею высказал архангельский купец Эрнест Шмидт. Он предложил зафрахтовать в одном из ино странных портов за 5 тыс. руб. в месяц «судно с ходом в 12-14 узлов (...), с углем, смазочными средствами и двумя механиками на свое 1Подробнее обо всех проектах, появившихся после «высочайшей ре золюции» см.: ГААО. Ф. 1. Оп. 2. Т. 2. Д. 622. 2Там же. Л. 143. 79
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz