Давыдов, Р. А. Российский опыт определения границ территориальных вод и охраны морских ресурсов в Евро-Арктическом регионе (1860-е–начало 1910-х гг.) : монография / Р. А. Давыдов ; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова» [и др.]. - Архангельск : Поморский университет, 2009.

«Бакан» под командованием капитана 2-го ранга Д.Ф. Мантурова совершил плавание вдоль западного берега Новой Земли до мыса Желания - самой северной точки архипелага, проводя съемки бе­ регов и гидрографические работы1. «Бакану», осуществлявшему крейсерство в морях Северного Ле­ довитого океана в течение длительного срока - с 1897 по 1914 год, в известном смысле не повезло. Он постоянно становился объек­ том насмешек, как со стороны русских, так и зарубежных газет; на действия его команды все время кто-то жаловался. Неспособность корабля бороться с иностранными «хищниками» впоследствии критиковали и историки. К сожалению, последними до сих пор в полной мере не изучен и не оценен вклад «Бакана» в исследование Арктики. Хотя именно с «Бакана» проводились многочисленные гидрографические исследования, съёмки берегов, в том числе ар­ хипелагов Шпицберген и Новая Земля. В навигацию 1914 года военный транспорт «Бакан», едва не раз­ бившись на камнях при аварии у норвежского побережья по пути из Либавы в Александровск и снятый с мели лишь при помощи трех норвежских пароходов2, после ремонта все-таки пришел на Север и оказался единственным (!) военным кораблем на все моря Северно­ го Ледовитого океана, с которым Россия вступила в Первую миро­ вую войну. Его командир - капитан 2-го ранга Поливанов - был назначен начальником обороны Архангельского порта. Все попытки заменить «Бакан» кораблем более скоростным и более соответствующим суровым северным условиям оказывались безрезультатными. Еще в январе 1907 года управляющий землеу­ стройством и земледелием предложил Морскому министерству сделать это, но получил ответ с отказом. В нем говорилось, что министерство, располагая крайне ограниченными ассигнования­ ми, не может уделить каких-либо сумм на постройку или приоб­ ретение подобного судна и, «будучи озабоченным воссозданием боевого флота (после Русско-японской войны. - Р.Д.), не признает возможным возбудить вопрос об отпуске министерству дополни­ тельных ассигнований для этой цели». В следующем, 1908 году, аналогичное предложение представил во Всеподданейшем отчете государю архангельский губернатор Иван Васильевич Сосновский, и Николай II наложил резолюцию «Пора заменить». ' Пинхенсон Д.М. Проблема Северного морского пути... С. 336,472. 2Архангельск. 1914. 13, 14,15 марта. 78

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz