Давыдов, Р. А. Российский опыт определения границ территориальных вод и охраны морских ресурсов в Евро-Арктическом регионе (1860-е–начало 1910-х гг.) : монография / Р. А. Давыдов ; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова» [и др.]. - Архангельск : Поморский университет, 2009.
так: «Из предъявленных в этом году Морскому министерству двух задач - посылки военного судна на Шпицберген и охраны промыслов, которые одновременно не могли быть успешно вы полнены, - первой было отдано предпочтение (...) и этим, несо мненно, воспользовались норвежские зверобойные суда и стали более смело появляться в наших территориальных водах»'. В создавшейся ситуации, возможно, верным решением ста ла бы отправка на Север сразу нескольких военных судов и обо рудование для них постоянной, функционирующей круглый год, базы или станции на Мурманском берегу. Это, кстати, еще в 1870— 1880-х годах предлагали сделать генерал-адьютант К.Н. Посьет, архангельский губернатор Н.М. Баранов, олонецкий губернатор Г.П Григорьев2и известный своим деятельным патриотизмом купец М.К. Сидоров. Администрация архангельской губернии неодно кратно ходатайствовала об оставлении крейсеров на Севере. Так, в 1902 году губернатор, контр-адмирал Н.А. Римский-Корсаков про сил оставить присланный крейсер в Александровске. В 1907 году вице-губернатор Д.Д. Григорьев писал в морское министерство, что «до тех пор, пока военные суда не будут оставаться на зимовку на Мурмане - полной охраны наших зверобойных промыслов от норвежских промышленников достичь невозможно»3. Однако эти призывы остались незамеченными властями в Санкт-Петербурге. До начала I мировой войны крейсер, прибывающий на Север с Балтийского моря весной - в начале лета, осенью туда же и воз вращался. Он действительно выполнял массу задач, кроме глав ной - недопущения иностранных промыслах в пределах россий ских территориальных вод. Пресса (как отечественная, так и зарубежная) потешалась над бессилием российских властей. «Русские довольствуются только . тем, что посылают свой дурацкий “Бакан” для фиктивного наблю дения, без запасов угля, без достаточного хода для возможного преследования хищников», - писала, например, норвежская газета “Varde Posten” в апреле 1910 года4. А, между тем, именно в 1910 году 1Там же. J1. 289. 2 Подробнее см. записку Г.Г. Григорьева «Об устройстве крейсерского порта в Ледовитом океане в связи с прорытием Беломорского канала», отпечатанную в губ. типографии Петрозаводска в 1888 (АВПРИ. Ф. 155. Оп. 445. Д. 28. Л. 5-6 об.). 3ГААО. Ф. 1. Оп. 8. Т. 1. Д. 2492. Л. 1. 4Цит. по: ГААО. Ф. 1. Оп. 8. Т. 2. Д. 622. Л. 220 об. 77
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz