Давыдов, Р. А. Российский опыт определения границ территориальных вод и охраны морских ресурсов в Евро-Арктическом регионе (1860-е–начало 1910-х гг.) : монография / Р. А. Давыдов ; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова» [и др.]. - Архангельск : Поморский университет, 2009.
представил консулу В.А. Березникову довольно подробные сведения о большинстве встреченных им судов (названия; фамилии и имена владельцев - номинальных и фактических, места их проживания; места их промыслов). По уверениям Павла Лапина, среди этих 23-х судов была и яхта «Тура ден Блиде», принадлежащая норвежскому предпринимателю и российскому консулу в одном лице - Огорду из Тромсё. Еще одно судно принадлежало другому норвежскому купцу и опять-таки российскому консулу - Л. Бродкорбу из Вадсё, хотя и было «записано» на имя его сына, состоящего колонистом на Мур мане. Особенно возмутила П. Лапина встреча норвежского зверо бойного судна под русским флагом, «записанного на имя» (вероятно, не бескорыстно) некоего кольского жителя Аполлона Хохлова. «Часть из них в высшей степени повредила успеху моего про мысла, - заявил П. Лапин, - так как куда я ни приходил - везде зверь был уже обран и распуган. Норвежцы ничуть не стесняются присутствия русских и смеются над ними, и в глаза кричат: «Где ваш крейсер?». Когда я им грозил, что у них добычу крейсер отбе рет, то они отвечали: «Разве он может что поделать? Он пять миль ото льда ворочается!». Я ушел от Новой Земли 15 июля и оставил там много норвежских судов, которые и по сию пору, вероятно, хозяйничают»1. «Если нам не будет помощи и защиты от правительства, то нам придется промысел наш бросить в пользу чужих людей», - заклю чал П. Лапин. Между тем, повысить эффективность действия крей сера, по его мнению, было несложно. Требовалось начинать крей серство не позднее, чем в середине апреля и приглашать на борт крейсера шкипера-зверобоя: «Если на крейсере будет опытный шкипер-зверобой, то он проведет крейсер туда, где промышляют норвежцы, так что их будет можно как со стола снять. При этом крейсеру опасности не будет, ибо, где может повернуться парусное судно, там еще легче разойдется паровое»2. Содержание «заявления» П. Лапина, сделанное им российскому консулу, по линии МИДа довели до управляющего морским мини стерством П.П. Тыртова. Тот не стал более упорствовать в заблуж дении относительно отсутствия иностранных промыслов у Новой Земли. В письме на имя министра иностранных дел Михаила Ни колаевича Муравьева от 27 августа (8 сентября) 1899 года ответил 1Там же. Л. 286 об. 2Там же. Л. 287. 76
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz