Давыдов, Р. А. Российский опыт определения границ территориальных вод и охраны морских ресурсов в Евро-Арктическом регионе (1860-е–начало 1910-х гг.) : монография / Р. А. Давыдов ; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова» [и др.]. - Архангельск : Поморский университет, 2009.
казательств виновности их шкиперов стали сведения из российско го консульства в Финнмарке о том, что задержанные суда и ранее промышляли в Белом море. (Узнал об этом и российский консул в Финнмарке и запоздало посетовал, что оглашение подобных, со общаемых консульством, сведений является нежелательным, «так как выставляет консула в роли соглядатая»1). Поскольку было оче видно, что российский консул получает информацию из общедо ступных источников, в середине 1890-х годов в норвежских перио дических изданиях вместо указания точных мест промыслов судов, стало широко употребляться неопределенное выражение «.восточ ный лёд» (ostisen или osterisen)2. Во-вторых, норвежские промышленники для оповещения друг друга о местонахождении российского крейсера стали еще более активно использовать телеграф (несомненная польза которого для этой цели определилась еще в начале 1880-х годов). Информация о передвижении крейсера вдоль с Балтики на Север вокруг Скан динавии, о его поломках в короткое время становились известной заинтересованным лицам. Например, весной 1898 года, как толь ко стало известно, что из-за поломки двигателя крейсер надолго встал в Екатерининской гавани, до 20-ти норвежских яхт (согласно сведениям кольского исправника) прибыли в Горло Белого моря и спокойно приступили к промыслам3. В-третьих, собственники норвежских зверобойных судов, в от дельных случаях, стали оформлять фиктивные документы на свои суда как на российские, используя имена россиян или своих со отечественников - мурманских колонистов, принявших россий ское гражданство. Предпринятые норвежскими зверобоями меры не были самодо статочными для обеспечения их безопасности. Безопасность и без наказанность их промыслов в российских территориальных водах в гораздо большей степени была обусловлена техническими харак теристиками крейсеров и спецификой использования последних российскими властями. Обратимся к конкретным показательным примерам за 1898— 1899 годы. 1АВПРИ. Ф. 155. Оп. 445. Д. 6. Ч. И. Л. 84. 2Там же. Л. 263 об.-264. 3Там же. Л. 269-269 об. 74
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz