Давыдов, Р. А. Российский опыт определения границ территориальных вод и охраны морских ресурсов в Евро-Арктическом регионе (1860-е–начало 1910-х гг.) : монография / Р. А. Давыдов ; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова» [и др.]. - Архангельск : Поморский университет, 2009.

шкиперов вызвало временный, но заметный подъем антирусских настроений в Северной Норвегии и также временное сокращение норвежских зверобойных промыслов в «восточных льдах». 2.4 . Организация охраны морских ресурсов в 1894-1914 годах «Наездник», «Вестник», «Джигит», «Самоед», с 1 февраля 1892 года также переведенные в класс крейсеров II ранга, соверша­ ли плавания на Севере соответственно в 1893, 1894, 1895 и 1896 го­ дах. С 1897 по 1914 год крейсерство на в морях Северного Ледо­ витого океана осуществлял новый военный транспорт «Бакан» (одноименный с той шхуной, которая в 1882 году посылалась для установления «порядка и законности на Мурманском берегу»)1. Оценивая результаты плаваний крейсеров за первые два (1893 и 1894) года, архангельский губернатор Александр Платонович Эн- гельгардт написал: «С появлением крейсеров положен конец хищни­ ческой деятельности в наших северных водах иностранных промыш­ ленников, которые в течение многих лет нарушали существенные интересы приморского населения Архангельской губернии»2. Как показало время, оптимизм губернатора оказался неоправданным. Крейсерство так и не смогло стать по-настоящему эффективным. Норвежские зверобои быстро оправились от потрясения 1893 года и предприняли определенные меры предосторожности во избежание встречи с российским крейсером в охраняемых им территориальных водах Российской империи. Во-первых, норвежцы обратили внимание на то, что в ходе раз­ бирательства дела о задержанных яхтах, одним из косвенных до­ 1Новый «Бакан» был построен в Санкт-Петербурге, спущен на воду в 1896 году. Он имел водоизмещение 885 т; длину - 165 футов, ширину - 32 фута и углубление - 12 футов; запас угля в 130 т обеспечивал дальность плавания до 1 800 миль. Вооружение его состояло из нескольких 47-мил­ лиметровых и 37-миллиметровых орудий; в годы I мировой войны оно было усилено. «Бакан» был способенразвивать скоростьдо 11узлов, нофактически он редко давал более 8-9 узлов (Моисеев С.П. Список кораблей русского парового и броненосного флота... С. 238-239; Залесский Н.А. Флот Русского Севера в годы первой мировой и гражданской войн // Летопись Севера. Т. VI. М.: Мысль, 1972. С. 159; «Бакан» //Архангельск. 1914. 14 марта). 2ГААО. Ф. 1. Оп. 9. Д. 541. Л. 8. 73

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz