Давыдов, Р. А. Российский опыт определения границ территориальных вод и охраны морских ресурсов в Евро-Арктическом регионе (1860-е–начало 1910-х гг.) : монография / Р. А. Давыдов ; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова» [и др.]. - Архангельск : Поморский университет, 2009.

26 мая (7 июня) 1893 года «Наездник» задержал на рейде у Йо- кангских островов сразу шесть норвежских яхт1и препроводил их в Екатерининскую гавань. Команды их были заподозрены в том, что они занимались зверобойным промыслом в российских терри­ ториальных водах, вероятнее всего в Горле Белого моря. Еще одна норвежская яхта2, стоявшая на якоре у Нокуева острова с полными трюмами убитых тюленей, была отпущена, а со шкипера ее взята подписка о том, что он впредь не будет заниматься промыслом в русских территориальных водах3. Приват-доцент Санкт-Петербургского университета магистр зоологии Николай Михайлович Книпович, находившийся летом 1893 года в командировке на Мурманском берегу для ознакомления с морскими промыслами и привлеченный к разбирательству в ка­ честве эксперта, впоследствии так писал о случившемся: «Судовые карты норвежских шкиперов носили ясные следы курсов, проложен­ ных в пределах русских территориальных вод и поставленных там точек, старательно вытертых резинкой. На «Thora den Blide» кар­ та, при осмотре 27-го мая, оказалась залитой накануне чернилами (именного Горло Белого моря; несмотря на чернила, следы курсов и точек видны были отчетливо на карте широкой части Горла Белого моря). Вахтенные журналы были ведены крайне небрежно, и по ним определить, где было судно в известное время, было невозможно. Показания тех шкиперов, которые, по их словам, все время держа­ лись вместе, сильно противоречили друг другу. Один из них при­ знался было, что промышлял на параллели Лумбовского залива, но на следующий день (яхты не были изолированы друг от друга) взял свое показание назад, объясняя, что его неправильно поняли»4. 1 «Helsine» (32,15 т, владелец Feddersen & Nissen, шкипер Gusta Larsen, команда из 9 чел.); «Swanen» (26,3 т, владелец G. Pobertson, шки­ пер William Jonas, команда из 8 чел.); «Hortensia» (38,29 т, владелец - рос­ сийский вице-консул (!) O.J. Finkenhagen, шкипер Severin Jensen, команда из 9 чел.); «Thora'den Slide» (56 т, владелец и шкипер О. Sevaldsen, команда из 11 чел.); «Elena» (47,55 т, владелец Feddersen & Nissen, шкипер I. Alexan- dersen, команда из 9 чел.); «Freya» (32 т, владелец G. Pobertson, шкипер Nils Mathisen, команда из 9 чел.). г «Lidia» (41,36 т, владелец Feddersen & Nissen, шкипер German Konstantin Lommyervi, команда из 8 чел.). 3АВПРИ. Ф. 155. Оп. 445. Д. 6. Ч. II. Л. 134 об.-135; ГААО. Ф. 1. Оп. 8. Т. 1. Д. 2049. Л. 23-24 об., 27 4 Книпович Н.М. Положение морских рыбных и звериных промыслов Архангельской губернии. СПб., 1895. С. 10-11. 68

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz