Давыдов, Р. А. Российский опыт определения границ территориальных вод и охраны морских ресурсов в Евро-Арктическом регионе (1860-е–начало 1910-х гг.) : монография / Р. А. Давыдов ; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова» [и др.]. - Архангельск : Поморский университет, 2009.
26 мая (7 июня) 1893 года «Наездник» задержал на рейде у Йо- кангских островов сразу шесть норвежских яхт1и препроводил их в Екатерининскую гавань. Команды их были заподозрены в том, что они занимались зверобойным промыслом в российских терри ториальных водах, вероятнее всего в Горле Белого моря. Еще одна норвежская яхта2, стоявшая на якоре у Нокуева острова с полными трюмами убитых тюленей, была отпущена, а со шкипера ее взята подписка о том, что он впредь не будет заниматься промыслом в русских территориальных водах3. Приват-доцент Санкт-Петербургского университета магистр зоологии Николай Михайлович Книпович, находившийся летом 1893 года в командировке на Мурманском берегу для ознакомления с морскими промыслами и привлеченный к разбирательству в ка честве эксперта, впоследствии так писал о случившемся: «Судовые карты норвежских шкиперов носили ясные следы курсов, проложен ных в пределах русских территориальных вод и поставленных там точек, старательно вытертых резинкой. На «Thora den Blide» кар та, при осмотре 27-го мая, оказалась залитой накануне чернилами (именного Горло Белого моря; несмотря на чернила, следы курсов и точек видны были отчетливо на карте широкой части Горла Белого моря). Вахтенные журналы были ведены крайне небрежно, и по ним определить, где было судно в известное время, было невозможно. Показания тех шкиперов, которые, по их словам, все время держа лись вместе, сильно противоречили друг другу. Один из них при знался было, что промышлял на параллели Лумбовского залива, но на следующий день (яхты не были изолированы друг от друга) взял свое показание назад, объясняя, что его неправильно поняли»4. 1 «Helsine» (32,15 т, владелец Feddersen & Nissen, шкипер Gusta Larsen, команда из 9 чел.); «Swanen» (26,3 т, владелец G. Pobertson, шки пер William Jonas, команда из 8 чел.); «Hortensia» (38,29 т, владелец - рос сийский вице-консул (!) O.J. Finkenhagen, шкипер Severin Jensen, команда из 9 чел.); «Thora'den Slide» (56 т, владелец и шкипер О. Sevaldsen, команда из 11 чел.); «Elena» (47,55 т, владелец Feddersen & Nissen, шкипер I. Alexan- dersen, команда из 9 чел.); «Freya» (32 т, владелец G. Pobertson, шкипер Nils Mathisen, команда из 9 чел.). г «Lidia» (41,36 т, владелец Feddersen & Nissen, шкипер German Konstantin Lommyervi, команда из 8 чел.). 3АВПРИ. Ф. 155. Оп. 445. Д. 6. Ч. II. Л. 134 об.-135; ГААО. Ф. 1. Оп. 8. Т. 1. Д. 2049. Л. 23-24 об., 27 4 Книпович Н.М. Положение морских рыбных и звериных промыслов Архангельской губернии. СПб., 1895. С. 10-11. 68
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz