Давыдов, Р. А. Российский опыт определения границ территориальных вод и охраны морских ресурсов в Евро-Арктическом регионе (1860-е–начало 1910-х гг.) : монография / Р. А. Давыдов ; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова» [и др.]. - Архангельск : Поморский университет, 2009.
Для наблюдения за этим посылается к северным берегам на время промыслового сезона вверенный Вам крейсер». В инструкции подробно и недвусмысленно были регламенти рованы основные действия, которые должен был предпринимать командир при осмотре, аресте иностранных судов, конвоирова нии их в порт и др. Например, 6-й параграф инструкции гласил: «Чтобы остановить встреченное судно, следует, идя на него и имея свой кормовой флаг поднятым на обычном месте (на гафеле или флагштоке), сделать пушечный выстрел в сторону судна и, если по таковому сигналу оно не остановится, то через несколько времени выстрел повторить. Если и затем не последует исполнения, делает ся выстрел ядром, направленным под нос уходящего судна»1. Самое главное: в новой инструкции (в отличие от инструкций 1881 и 1882 гг.) давалось определение территориальных вод, при менительно к Белому, Баренцеву и Карскому морям Северного Ле довитого океана: «2. Территориальными водами северной России признаются: все заливы, бухты и рейды русского берега Ледовитого океана, все Белое море южнее линии, проведенной по направлению от мыса Святой Нос к мысу Канин Нос, в трехмильном от них расстоянии и про странство открытого океана и Карского моря на три морские или итальянские мили от крайней береговой черты в малую воду, или от крайних островов, камней и оголяющихся банок и рифов, где тако вые имеются. По Положению об административном пароходе «Мур ман», утвержденному г. министром внутренних дел 4 мая 1887 г., пределы территориальных вод в заливах, образованных Рыбачьим полуостровом, определяются линиями, проведенными от устья по граничной реки Ворьема к мысу Немецкому и от мыса Зеленецкого к мысу Цып-Наволок в трехмильном от них расстоянии»2. 4 (16) марта находящийся в порту г. Ревеля (ныне - Таллинн) крейсер II ранга «Наездник» был полностью готов к выходу в море и началу кампанию; но в гавани стоял сплошной лед. Лишь два месяца спустя (!), 1 (13) мая, крейсеру удалось покинуть Ревель и отправиться в Копенгаген. С 3 (15) по 8 (20) мая «Наездник» про стоял в Копенгагене под предлогом пополнения запасов угля и продовольствия. Только после этого он «пошел по назначению в Северный Ледовитый океан»3. 1ГААО. Ф. 1. Оп. 8. Т. 1. Д. 2101. Л. 38 об. - 39. 2 Там же. Л. 34-34 об. 3АВПРИ. Ф. 155. Оп. 445. Д. 6. Ч. II. Л. 124-125 об. 67
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz