Давыдов, Р. А. Российский опыт определения границ территориальных вод и охраны морских ресурсов в Евро-Арктическом регионе (1860-е–начало 1910-х гг.) : монография / Р. А. Давыдов ; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова» [и др.]. - Архангельск : Поморский университет, 2009.
В действительности же, никакой «особый крейсер» для Севера не строился или, во всяком случае, для Севера не предназначался. Морское министерство послало сюда уже не новый паровой клипер «Наездник», в 1892 году переведенный в класс крейсера II ранга1. В декабре 1892 года «Архангельские губернские ведомости» сооб щили читателям, что «Наездник» в октябре отправился на зимовку в г. Ревель (Таллин) с тем, чтобы ранней весной 1893 года следовать на Север. «Лица, хорошо знакомые с производством промыслов как на Мурмане, так и в других местах, ожидают больших успехов от посылки туда военного крейсера», - заключала газета2. Помня печальный опыт 1881 и 1882 годов, к составлению ин струкции для командира охранного крейсера отнеслись серьезно. И по объему, и по содержанию она заметно отличалась от инструк ций, данных тогда командирам «Полярной Звезды» и «Бакана», пе стривших грозными, но малозначительными, с точки зрения права, формулировками типа «ограждение наших промышленников от насильственных действий иностранцев», «водворение законности, порядка и вообще защита русских интересов». Новая инструкция но стилю напоминала боевой приказ и на чиналась так: «1. По северному побережью Европейской России от границы с Норвегией на восток до льдов Карского моря в пределах терри ториальных вод воспрещается иностранцам заниматься рыбной ловлею, охотою и вообще всяким промыслом морских животных. 1«Наездник» был заложен в Новом Адмиралтействе Санкт-Петербурга в 1877 году, спущен на воду в 1878 году и вступил в строй в 1879 году. Оснащен сделанной в Англии паровой машиной «компаунд» мощностью 1700 л.с., позволявшей развивать максимальную скорость 13,5 узла. За пас угля 200-250 т, при скорости 11-11,5 узлов обеспечивал дальность плавания до 1 600 миль. Парусное вооружение позволяло развивать при попутном ветре почти такую же скорость, как и под парами - до 13 узлов. По состоянию на начало 1892 года, «Наездник был вооружен 3-мя 152-миллиметровыми,4-107-миллиметровымии6-37-мил-лиметровыми орудиями (о вооружении его в навигацию 1893 г. данные противоречивы). Экипаж - обычно более 180 офицеров и матросов. «Наездник» совершил три кругосветных плавания в 1879-1881,1882-1886 и 1887-1890 годах (Ди кий Ю.А. Винтовые клипера типа «Крейсер» // Морская коллекция. 2006. № 3; Моисеев С.П. Список кораблей русского парового и броненосного флота... С. 86-87; АГВ. 1892. 12 дек.). 2АГВ. 1892. 12 дек. 66
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz