Давыдов, Р. А. Российский опыт определения границ территориальных вод и охраны морских ресурсов в Евро-Арктическом регионе (1860-е–начало 1910-х гг.) : монография / Р. А. Давыдов ; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова» [и др.]. - Архангельск : Поморский университет, 2009.
машиной и малой скоростью хода, не^имевшая возможность попол нить запасы топлива нигде, кроме как в Норвегии, была послана к Мурманскому побережью для «ограждения русских промышлен ников от насильственных действий» тех же норвежцев! Плавание «Бакана» в 1882 году еще более дискредитировало идею привлечения военных судов для охраны морских ресурсов у Мурманского берега от промыслов иностранцев (в первую очередь норвежцев). Не задержав ни одного иностранного судна из тех, что в его присутствии вели промысел у русских берегов, «крейсер» тем самым провоцировал их на продолжение промыслов в последую щие годы. При этом норвежская сторона получила материал для спекуляций на тему «русской угрозы». Курьез заключался в том, что длительное присутствие русского военного судна в норвеж ских портах было обусловлено не желанием продемонстрировать норвежцам военную мощь, а как раз отсутствием таковой. Крейсерство «Полярной Звезды» и «Бакана» оказались плохо подготовленными в правовом отношении. Границы территориаль ных вод России не были определены, что фактически давало воз можность иностранным рыбакам промышлять на любом расстоя нии от побережья, поскольку им всегда можно было утверждать, что они промышляют «в открытом море» а не «вблизи от берега». Плавания шхун, не задержавших ни одного иностранного судна, явились сомнительной демонстрацией российской военной силы. Устаревшие, тихоходные и малопригодные для плаваний в Аркти ке, эти суда с одной стороны позорили российский флот и страну в целом, а с другой стороны способствовали развитию русофобских настроений в Скандинавии, заставляя представителей властей и обывателей верить в придуманный британцами в 1830-х годах миф о «русской угрозе» Финнмарку. “Мурман” показал себя надежным служебно-разъездным суд ном. Но он не предназначался исключительно для охраны морских ресурсов близ Мурманского побережья и лишь отчасти мог выпол нять эту функцию. Приобретение парохода “Мурман” и его плава ния вдоль Мурманского побережья не смогли решить проблему с определением границ территориального моря у морского побере жья Архангельской губернии и проблему надзора за иностранны ми промыслами в Горле Белого моря и у Новой Земли. Только в 1886-87 годы российские власти смогли дать четкое определение русских территориальных вод (применительно к Мур манскому побережью). 64
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz