Давыдов, Р. А. Российский опыт определения границ территориальных вод и охраны морских ресурсов в Евро-Арктическом регионе (1860-е–начало 1910-х гг.) : монография / Р. А. Давыдов ; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова» [и др.]. - Архангельск : Поморский университет, 2009.
нистративных лиц, он не имеет возможности достаточно охранять наши воды от вторжения иностранцев», - совершенно справедливо считали в Морском министерстве1. Во-вторых, норвежские рыбаки стали фиктивно «наниматься» к своим бывшим соотечественникам - мурманским колонистам, имеющим российское подданство. И формального повода привлечь их к ответственности за «вторжение» уже не появлялось. В-третьих, судно и его команда до 1906 года не были воору жены2, из-за чего командиры «Мурмана» предпочитали не встре чаться в потенциально конфликтных ситуациях с превосходящим в разы числом норвежских промышленников, «дабы при встрече в таких случаях не пришлось ретироваться»3. * * * В 1881 году в России впервые была предпринята попытка охра ны рыболовства в морях Северного Ледовитого океана при помощи парового военного судна. Инициатором выступил министр вну тренних дел М.Т. Лорис-Меликов, получивший поддержку управ ляющего Морским министерством великого князя Константина Николаевича. Убийство Александра II и последовавшие затем от ставки вышеназванных лиц подорвали интерес в министерствах к крейсерству на Севере. Существующее по сей день в Норвегии мнение о том, что инициатором создания крейсерства в 1881 и 1882 годах выступил «воинственный» архангельский губернатор Н.М. Баранов ошибочно. Опыт крейсерства в 1881 году оказался неудачным. Морское ми нистерство, министерства иностранных дел, внутренних дел, госу дарственных имуществ, провели переписку, но так и не смогли раз работать внятной инструкции командиру крейсера. Т.е. не смогли четко сформулировать концепцию - зачем крейсер нужен вообще и что его команда должна делать при встрече с иностранным судном, промышляющим вблизи российского берега? «Полярная Звезда», не приспособленная для плаваний в полярных условиях, со слабой 1ГААО. Ф. 1. Оп. 8. Т. 1. Д. 2101. Л. 35 об. 2 Осенью 1906 года “Мурман” сопровождал отряд кораблей под фла гом контр-адмирала К. Бострема. В условиях шторма административный пароход благополучно провел корабли в Печенгскую губу. В благодар ность адмирал распорядился передать на “Мурман” две пушки Гочкиса с боеприпасами и 6 винтовок с боевыми патронами (АГВ. 1907. 13 окт.). 3ГААО. Ф. 304. On. 1. Д. 663. Л. 3. 63
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz