Давыдов, Р. А. Российский опыт определения границ территориальных вод и охраны морских ресурсов в Евро-Арктическом регионе (1860-е–начало 1910-х гг.) : монография / Р. А. Давыдов ; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова» [и др.]. - Архангельск : Поморский университет, 2009.

вариант - «Помор») начал совершать свои плавания вдоль Мурман­ ского побережья1. 4 (16) мая 1887 года министр внутренних дел граф Дмитрий Андреевич Толстой подписал «Положение об административном пароходе “Мурман”». Из «Положения...» следовало, что админи­ стративный пароход предназначен «для передвижения вдоль Мур­ манского берега правительственных властей, отправляющихся по делам службы»; что распоряжение рейсами парохода, в период на­ вигационного времени, вверяется кольскому уездному исправни­ ку, в обязанности которого входило и «наблюдение за правильным производством лова рыбы и боя зверей и иных морских промыслов о стороны русских подданных и за недопущением к указанным промыслам, в пределах русских территориальных вод, иностран­ ных промышленников». «Положение об административном пароходе “Мурман”» заме­ чательно тем, что в нем давалось определение границ территори­ альных вод России на Мурманском побережье, со ссылкой на новое дополнение к Таможенному уставу: «Подрусскими территориаль­ ными водами, применительно к 6 дополн. к ст. 44 Т. VI Устав. Та- мож. Св. Зак. по прод. 1886 г., должно считать пространство в 3 морские мили от берега. При этом заливы, образующие Рыбачий полуостров, включаются в наши территориальные воды, и преде­ лы их определяются проведением черты от устья реки Ворьемы к м. Немецкому и от Цып-Наволок к м. Зеленецкому»2. В источниках и литературе мы не обнаружили официальных и компетентных мнений об эффективности «Мурмана» в охра­ не морских ресурсов вблизи российских берегов от иностранных промыслов. Но, судя по целому ряду косвенных данных, действия «Мурмана» оказались не особенно успешными. Во-первых, командирам и команде «Мурмана» не хватало време­ ни. «Занятый преимущественно перевозкой по становищам адми­ 1Подробнее о пароходе «Мурман» и его плаваниях, его командирах см.: Попов Г.П., Давыдов Р.А. Морское судоходство на Русском Севере... С. 175-191. В Государственном архиве Архангельской области сохра­ нилось до 80-ти дел, непосредственно посвященных «Мурману», в том числе ежегодные отчеты командира за 1887-1993, 1897, 1900-1911, 1914 и 1915 годы. (ГААО. Ф. 4. Оп. 10. Т. 1. Д. 283, 355, 374, 375, 406, 428-431, 446-448, 537, 545, 556, 628,706-767). 2ГААО. Ф. 4. Оп. 10. Т. 1. Д. 355. Л. 154 об.—155; Положение об админи­ стративном пароходе «Мурман». Архангельск, 1887. С. 4-5. 62

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz