Давыдов, Р. А. Российский опыт определения границ территориальных вод и охраны морских ресурсов в Евро-Арктическом регионе (1860-е–начало 1910-х гг.) : монография / Р. А. Давыдов ; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова» [и др.]. - Архангельск : Поморский университет, 2009.
В 1882 году, казалось, вопрос с приобретением для Архангель ска административного парохода можно будет легко решить, от правив сюда одно из судов упраздняемой Балтийской таможенной флотилии. Департамент таможенных сборов рассматривал воз можность перевода на Белое море шхун «Страж» и «Часовой». Но от этого пришлось отказаться, так как обе шхуны были уже не но выми, требовали «частой починки» и вряд ли смогли бы выполнять предназначенные для них задачи в Арктике лучше, чем это делали «Полярная Звезда» и «Бакан» в 1881 и 1882 годах'. Вопрос с административным пароходом разрешился в 1885— 1886 годах благодаря Н.А. Качалову, в то время - директору Д епартам ента таможенных сборов, впервые задумавшемуся о таком пароходе еще в бытность архангельским губернатором. Николай Александрович решил не тратить время на поиски отслуживш их свой срок «посудин» в России, уже не нужных дру гим министерствам и ведомствам . Он запросил российско го генерального консула в Христиании Тетермана: возможно ли заказать в Ш веции или Норвегии новое железное паровое судно, по своим характеристикам пригодное для плавания в суровых условиях Арктики? В ответе генеральный консул сообщил, что «Ньюландский ме ханический завод» готов построить в течение трех месяцев вин товое судно с паровою машиною в 40 номинальных сил, длиною 85 футов, с осадкою не более 9 футов - за 72 ООО крон, то есть при: мерно за 40 ООО рублей. В стоимость заказа входило оборудование кают для шкипера, штурмана, механика, пассажиров и отдельной «арестантской»; помещения для топлива на 4 суток и установка опреснительного аппарата и парового отопления2. В 1885 году с Ньюландским заводом был заключен контракт на постройку парохода. Тогда же в Санкт-Петербурге и Архангельске началось спешное решение вопросов, связанных с подбором ко манды для парохода, обеспечением ее формой и жалованием; раз работкой необходимой документации. Нужно было выбрать место для постоянного базирования, зимовки судна; дать ему название и т.д. и т.п. Весной 1886 года пароход, которому после некоторых раздумий дали название «Мурман» (рассматривался также другой 1ГААО. Ф. 4. Оп. 10. Т. 1. Д. 283. Л. 99. 2Там же. Л. 41 об. - 42. 61
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz