Давыдов, Р. А. Российский опыт определения границ территориальных вод и охраны морских ресурсов в Евро-Арктическом регионе (1860-е–начало 1910-х гг.) : монография / Р. А. Давыдов ; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова» [и др.]. - Архангельск : Поморский университет, 2009.

В 1882 году, казалось, вопрос с приобретением для Архангель­ ска административного парохода можно будет легко решить, от­ правив сюда одно из судов упраздняемой Балтийской таможенной флотилии. Департамент таможенных сборов рассматривал воз­ можность перевода на Белое море шхун «Страж» и «Часовой». Но от этого пришлось отказаться, так как обе шхуны были уже не но­ выми, требовали «частой починки» и вряд ли смогли бы выполнять предназначенные для них задачи в Арктике лучше, чем это делали «Полярная Звезда» и «Бакан» в 1881 и 1882 годах'. Вопрос с административным пароходом разрешился в 1885— 1886 годах благодаря Н.А. Качалову, в то время - директору Д епартам ента таможенных сборов, впервые задумавшемуся о таком пароходе еще в бытность архангельским губернатором. Николай Александрович решил не тратить время на поиски отслуживш их свой срок «посудин» в России, уже не нужных дру гим министерствам и ведомствам . Он запросил российско­ го генерального консула в Христиании Тетермана: возможно ли заказать в Ш веции или Норвегии новое железное паровое судно, по своим характеристикам пригодное для плавания в суровых условиях Арктики? В ответе генеральный консул сообщил, что «Ньюландский ме­ ханический завод» готов построить в течение трех месяцев вин­ товое судно с паровою машиною в 40 номинальных сил, длиною 85 футов, с осадкою не более 9 футов - за 72 ООО крон, то есть при: мерно за 40 ООО рублей. В стоимость заказа входило оборудование кают для шкипера, штурмана, механика, пассажиров и отдельной «арестантской»; помещения для топлива на 4 суток и установка опреснительного аппарата и парового отопления2. В 1885 году с Ньюландским заводом был заключен контракт на постройку парохода. Тогда же в Санкт-Петербурге и Архангельске началось спешное решение вопросов, связанных с подбором ко­ манды для парохода, обеспечением ее формой и жалованием; раз­ работкой необходимой документации. Нужно было выбрать место для постоянного базирования, зимовки судна; дать ему название и т.д. и т.п. Весной 1886 года пароход, которому после некоторых раздумий дали название «Мурман» (рассматривался также другой 1ГААО. Ф. 4. Оп. 10. Т. 1. Д. 283. Л. 99. 2Там же. Л. 41 об. - 42. 61

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz