Давыдов, Р. А. Российский опыт определения границ территориальных вод и охраны морских ресурсов в Евро-Арктическом регионе (1860-е–начало 1910-х гг.) : монография / Р. А. Давыдов ; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова» [и др.]. - Архангельск : Поморский университет, 2009.
вигацию сего года назначается для промера Белого моря, начиная с Онежского залива»1. В 1881 году Комиссия для исследования нужд Северного края в Архангельске под председательством губернатора Н.М. Барано ва высказалась за то, чтобы в местах производства морских про мыслов вместо военных судов находилось судно, состоящее в рас поряжении гражданской власти, для того чтобы: «а) служить для разъездов вдоль Мурманского берега лицам, которым будет предо ставлена судебная и полицейская власть в сем крае; б) служить к перемещению по местным становищам врачей и подвижного ла зарета для оказания поселенцам врачебной помощи; в) содержать таможенный надзор у Мурманского берега»2. После того, как из-за неэффективной организации крейсерство военных шхун у Мурмана дискредитировало себя, вопрос приоб ретения парового судна с вышеперечисленными функциями стал еще более актуальным. Тем более что у норвежцев на Севере име лось судно с похожими функциями, называемое «инспекционным пароходом». Й.П. Нильсен сообщает, в связи с этим, весьма показательную подробность. Будто бы шведско-норвежский генеральный кон сул в Архангельске Фальсен обсуждал с российским консулом в Финнмарке Д.Н. Бухаровым среди прочего вопрос о пароходе для чиновников и посоветовал ему воздержаться при решении его от всего, что могло бы содержать «хотя бы намек на выступление про тив Норвегии»3. Совет был излишним: Д.Н. Бухаров и без советов Фальсена готов был на многое, чтобы выйти из атмосферы необо снованных подозрений его норвежскими властями, обществен ностью и, особенно, прессой. Мы не знаем наверняка, оказало ли мнение Д.Н. Бухарова (а если точнее - Фальсена) на официальное обозначение в российских документах будущего парохода. Но до стоверно известно, что встречавшиеся вначале в переписке опреде ления его как «полицейского» парохода или крейсера постепенно были вытеснены нейтральным и политкорректным «администра тивным» пароходом или судном. 1Цит. по: ГААО. Ф. 6. On. 1. Д. 175. Л. 18. 2Труды высочайше утвержденной Комиссии для рассмотрения пред положений по устройству Северного края в административном и эконо мическом отношениях. СПб., 1885. С. 61. 3 Nielsen J.P. «Den Norske Trussel»... S. 60. 60
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz