Давыдов, Р. А. Российский опыт определения границ территориальных вод и охраны морских ресурсов в Евро-Арктическом регионе (1860-е–начало 1910-х гг.) : монография / Р. А. Давыдов ; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова» [и др.]. - Архангельск : Поморский университет, 2009.

вигацию сего года назначается для промера Белого моря, начиная с Онежского залива»1. В 1881 году Комиссия для исследования нужд Северного края в Архангельске под председательством губернатора Н.М. Барано­ ва высказалась за то, чтобы в местах производства морских про­ мыслов вместо военных судов находилось судно, состоящее в рас­ поряжении гражданской власти, для того чтобы: «а) служить для разъездов вдоль Мурманского берега лицам, которым будет предо­ ставлена судебная и полицейская власть в сем крае; б) служить к перемещению по местным становищам врачей и подвижного ла­ зарета для оказания поселенцам врачебной помощи; в) содержать таможенный надзор у Мурманского берега»2. После того, как из-за неэффективной организации крейсерство военных шхун у Мурмана дискредитировало себя, вопрос приоб­ ретения парового судна с вышеперечисленными функциями стал еще более актуальным. Тем более что у норвежцев на Севере име­ лось судно с похожими функциями, называемое «инспекционным пароходом». Й.П. Нильсен сообщает, в связи с этим, весьма показательную подробность. Будто бы шведско-норвежский генеральный кон­ сул в Архангельске Фальсен обсуждал с российским консулом в Финнмарке Д.Н. Бухаровым среди прочего вопрос о пароходе для чиновников и посоветовал ему воздержаться при решении его от всего, что могло бы содержать «хотя бы намек на выступление про­ тив Норвегии»3. Совет был излишним: Д.Н. Бухаров и без советов Фальсена готов был на многое, чтобы выйти из атмосферы необо­ снованных подозрений его норвежскими властями, обществен­ ностью и, особенно, прессой. Мы не знаем наверняка, оказало ли мнение Д.Н. Бухарова (а если точнее - Фальсена) на официальное обозначение в российских документах будущего парохода. Но до­ стоверно известно, что встречавшиеся вначале в переписке опреде­ ления его как «полицейского» парохода или крейсера постепенно были вытеснены нейтральным и политкорректным «администра­ тивным» пароходом или судном. 1Цит. по: ГААО. Ф. 6. On. 1. Д. 175. Л. 18. 2Труды высочайше утвержденной Комиссии для рассмотрения пред­ положений по устройству Северного края в административном и эконо­ мическом отношениях. СПб., 1885. С. 61. 3 Nielsen J.P. «Den Norske Trussel»... S. 60. 60

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz