Давыдов, Р. А. Российский опыт определения границ территориальных вод и охраны морских ресурсов в Евро-Арктическом регионе (1860-е–начало 1910-х гг.) : монография / Р. А. Давыдов ; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова» [и др.]. - Архангельск : Поморский университет, 2009.

Знакомясь с более поздними донесениями российского консу­ ла, мы так и нашли никакой информации о том, сумели ли найти и наказать своих соотечественников, незаконно промышлявших у Мурмана, «искренне возмущенные» этим представители норвеж­ ских властей. Зато в серии последующих эмоциональных донесений Д.Н. Бухаров подверг плавания «Бакана» в 1882 году еще более уни­ чтожающей критике, чем плавания «Полярной Звезды» в 1881 году. В мае 1882 года Д.Н. Бухаров провел несколько дней на бор­ ту «Бакана», с целью «ознакомиться с качествами этого военного судна и взглядами командира». Качества судна Д.Н. Бухарову не понравились: та же малая скорость, как и у «Полярной Звезды», тоже «дурная машина», та же необходимость при малейшем све­ жем ветре укрываться в гаванях. Свое мнение о том, что следует «с особенною осторожностью пользоваться всяким неуместным и не вызванным крайней необходимостью проявлением военной силы» по отношению к норвежцам, консул внушал на протяжении всего своего пребывания на шхуне ее командиру. Д.Н. Бухаров с удовлетворением отметил, что командир «вполне разделяет такой взгляд». (Неудивительно, что «Бакан» потом бесцельно плавал в разные стороны, сжигая уголь и дымя трубой, мимо изумленных норвежских рыбаков, обреченно ожидающих наказания за промы­ сел вблизи российского берега!). Всего апреле-мае 1882 года «Бакан» «охранял» российские про­ мыслы у Мурмана в течение 6 ходовых дней; остальное время от­ стаивался в различных гаванях, в том числе 10 дней ремонтировал котел в Териберке. В июне «Бакан» для пополнения угля и прови­ зии стал на стоянку в Вардё и ушел оттуда после того, как Д.Н. Бу­ харов официально попросил его командира покинуть город и уйти на Мурман, чтобы не провоцировать своим присутствием разного рода слухи среди норвежцев. Два года подряд присутствие российского военного судна у бе­ регов Мурмана и, особенно, норвежского Финнмарка заставляло страдать консула Дмитрия Николаевича Бухарова. Во многом, из-за необходимости содействовать крейсерству, он в 1881 году переехал на жительство в Вардё1. Он писал, что крейсерство ставит его, как представителя России, «в самое тяжелое, неловкое и щекотливое», «двойственное» положение2. Он полагал, что норвежцы связывают 1Nielsen J.P. «Den Norske Trussel»... S. 60. 2АВПРИ. Ф. 155. On. 445. Д. 6. Ч. 1. Л. 315, 316. 56

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz