Давыдов, Р. А. Российский опыт определения границ территориальных вод и охраны морских ресурсов в Евро-Арктическом регионе (1860-е–начало 1910-х гг.) : монография / Р. А. Давыдов ; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова» [и др.]. - Архангельск : Поморский университет, 2009.
для передвижения (...). Только благодаря совершенно неожиданной и счастливой случайности мне удалось по телеграфу обеспечить потребное количество угля в г. Вардё у владельца фабрики искус ственного гуано Гольмбое. Не будь этого, нашей шхуне, с первого же своего появления в норвежских водах пришлось бы простоять в одном из двух названных городов»1. Д.Н. Бухаров раскритиковал мореходные качества шхуны, за метив, что та «приползла» из Вадсё в Вардё, затратив на переход в два раза больше времени, чем любой из коммерческих норвеж ских пароходов, совершающих рейсы между этими городами. Не большой частный пароход «Varanger», вышедший из Вадсё в Вардё почти одновременно с русским крейсером, прибыл в Вардё на пять часов раньше шхуны. Жители Вардё получили возможность спо койно собраться на берегу и понаблюдать «торжественное по своей медлительности» прибытие русского военного судна. Досталось от консула и норвежскому колонисту Сулю, взятому на «Полярную Звезду» лоцманом и будто бы один раз едва не заблудившемуся, а другой раз, едва не посадившему шхуну на камни. Свой «разгром» крейсерства в Северном Ледовитом океане Д.Н. Бухаров заключил так: «Я позволю себе с грустью выразить свое личное мнение, что затраченные на него (крейсерство. - Р.Д.) 36, если не ошибаюсь, ты сяч рублей, совершенно непроизводительно брошены в Северный Ледовитый океан. И хорошо еще, если бы они не оставили о себе следов, но, к сожалению, на эти деньги плавала «Полярная Звез да», которая, как ни тяжело сознаться в этом, уронила вследствие своих жалких морских качеств достоинство русского авторитета - еще более увеличив невыгодное мнение о нас наших соседей норвежцев»2. У норвежцев, между тем, сложилось тогда ошибочное мнение, что крейсерство на Севере России возникло благодаря усилиям «воинственного» человека - Николая Михайловича Баранова, на значенного архангельским губернатором как раз в 1881 году. Обу словлено оно было, видимо, тем, что герой русско-турецкой войны генерал-майор Н.М. Баранов, человек широчайших интересов и выдающихся личных способностей, имел репутацию убежденного патриота, националиста и жесткого администратора. Силовая по 1Там же. Л. 206-209 об. 2Там же. Л. 210-213 об. 52
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz