Давыдов, Р. А. Российский опыт определения границ территориальных вод и охраны морских ресурсов в Евро-Арктическом регионе (1860-е–начало 1910-х гг.) : монография / Р. А. Давыдов ; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова» [и др.]. - Архангельск : Поморский университет, 2009.
палубу. Машина на несколько мгновений остановилась, за кормою судна на поверхности моря видна была кровь. В муфте гребного вала винты лопнули; винты эти немедленно исправлены были су довыми средствами, и шхуна продолжила плавание»1. Следуя вдоль северного берега Рыбачьего полуострова, с «По лярной Звезды» заметили китобойный пароход, предположительно норвежский, который, в свою очередь, увидев российский военный флаг, изменил курс и скрылся. Командир шхуны, не без досады за метил, что пароход шел довольно быстро, и шхуне в случае надоб ности, догнать его из-за слабости машины было бы невозможно. В городе Вадсё «Полярная Звезда» прибыла 19 июня (1 июля), в 5 часов утра и встала неподалеку от стоящего на рейде француз ского военного парохода «Колиньи», на котором, как потом выяс нилось, находилась научная экспедиция профессора Пуше2. Появление русской военной шхуны в Вадсё оказалось неожи данностью и произвело сильное впечатление не только на местных жителей, но и на российского консула Дмитрия Николаевича Буха рова, обычно находящегося в Хаммерфесте и оказавшегося тогда в Вадсё совершенно случайно. Консулу Д.Н. Бухарову, которого никто заранее не уведомил о возможном заходе шхуны в Вадсё и о целях ее плавания, пришлось давать «успокоительные объяснения» местным властям и населе нию, а заодно и искать уголь для пополнения запасов «Полярной Звезды». Искать уголь для военного крейсера в стране, против под данных которой он, главным образом, и должен был действовать! В силу обстоятельств, консулу пришлось провести ровно месяц (с 21 июня по 21 июля по ст. стилю 1881 г.) на борту шхуны. В своем донесении, а потом и в докладе, сделанном уже в России, в Обще стве содействия русскому торговому мореходству, консул не пожа лел черных красок, эмоционально и подробно расписав множество несообразностей крейсерства. «Находясь... совершенно случайно в г. Вадсё, но, не будучи за ранее уведомлен о прибытии и даже посылке шхуны в крейсер ство, я не мог удовлетворить требования командира о снабжении вверенного ему судна углем. Да и трудно было предположить, что военный крейсер, посланный для ограждения наших интересов, при самом начале кампании нуждался в необходимом материале 1АВПРИ. Ф. 155. Оп. 445. Д. 6. Ч. 1. Л. 192-193 об. 2Там же. Л. 193 об. 51
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz