Давыдов, Р. А. Российский опыт определения границ территориальных вод и охраны морских ресурсов в Евро-Арктическом регионе (1860-е–начало 1910-х гг.) : монография / Р. А. Давыдов ; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова» [и др.]. - Архангельск : Поморский университет, 2009.
2. Предписывается крейсировать шхуне, по возможности, вбли зи тех мест, где русские промышленники производят морские рыб ные промыслы. 3. При разбирательстве каких-либо недоразумений между рус скими и иностранными промышленниками предоставляется дей ствовать в этом деле по предварительному соглашению с кольским исправником и дозволяется принять на шхуну исправника или ко мандированного им чиновника полиции и оказывать им содействие к установлению порядка и законности на Мурманском берегу, если таковые случаи будут. 4. Все замеченные при крейсерстве обстоятельства по сему делу, а равно жалобы и заявления промышленников на Мурман ском берегу и другие случайности записывать в особую книгу и при первой же возможности через Мурманское срочное пароход ство или из портов представлять мне подробные о том донесения с приложением выписки из означенной книги»1. 9 (21) июня 1881 года шхуна «Полярная Звезда»2, отправилась и Архангельска к Мурманскому берегу. В море, несмотря на ясную и тихую погоду, встречались еще отдельно плавающие льдины . 11 (23) июня шхуна обогнула Св. Нос и пошла на запад вдоль Мур манского берега. Сильное волнение и противный ветер с дождем, а потом и снегом, вынудили «Полярную Звезду» встать на якорь у о. Кильдин, где уже четыре года жил норвежский колонист с се мьей, занимающийся промыслом трески и имеющий в своем хозяй стве к тому времени шняку, ёлу, трех коров и оленя. Зайдя на короткую стоянку в Кольский залив, шхуна продолжи ла движение вдоль Рыбачьего полуострова. Команда с интересом следила за китами, замечаемыми как в отдалении, так и в непо средственной близости от судна. Один из них едва не стал причи ной аварии, о чем командир шхуны потом посчитал нужным даже упомянуть в донесении. Подплыв к шхуне, кит «быстро нырнул пред самым форштевнем, прошел вдоль всей килевой части судна и в то время, когда он, надо полагать, дошел до винта, раздался глу хой удар, а затем другой; на шхуне почувствовалось сильное сотря сение, так что спавшие по каютам быстро встали и выскочили на 1ГААО. Ф. 4. Оп. 10. Т. 1. Д. 283. Л. 3-3 об. 2Шхуна «Полярная Звезда» имела паровую машину «в 60 сил». Коман довал ею капитан-лейтенант Бойль 2-й. В экипаж входили штурман, меха ник, артиллерист, врач и 64 матроса. Вооружение состояло из двух пушек. 50
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz