Давыдов, Р. А. Российский опыт определения границ территориальных вод и охраны морских ресурсов в Евро-Арктическом регионе (1860-е–начало 1910-х гг.) : монография / Р. А. Давыдов ; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова» [и др.]. - Архангельск : Поморский университет, 2009.

своего начальства» и потому поставлен «в затруднительное поло­ жение относительно определения: в чем должны состоять обязан­ ности шхуны по выполнению возложенной на нее задачи »? Губер­ натору ответить было нечего, кроме как посетовать на то, что и сам он по линии Министерства внутренних дел не получал никаких уведомлений «в определении взаимного действия экипажа шхуны и местной полиции»1. В письме от 25 апреля (7 мая) архангельский губернатор довел до сведения министра внутренних дел ненормальность сложив­ шейся ситуации. Решение об отправке военной шхуны к берегам Мурмана в столице уже принято, но о том, чем шхуна там будет заниматься, ни губернатор, в чьем административном подчинении находился Мурман, ни командир порта, при котором состоит наме­ ченное к отправке судно, не имели ни малейшего представления!2. А в Морском министерстве даже к концу мая не знали, что делать команде шхуны у Муманского побережья! Управляющий Морским министерством также просил министра внутренних дел сообщить ему инструкцию, составленную «по взаимному соглашению ми­ нистерств иностранных и внутренних дел и государственных иму- ществ, для руководства командира шхуны, назначенной в крейсер­ ство к Мурману»3. Похожий вопрос об инструкции для крейсера в МВД получили и из МИДа. Министерство внутренних дел, в свою очередь, затруднилось «проектировать» такую инструкцию «без предварительного сношения с губернским начальством»4. Лихорадочные «сношения» апреля-июня 1881 года оказались безрезультатными. Инструкцию для командира «Полярной Звез­ ды», в конце концов, устав ждать ее из Санкт-Петербурга, наспех составил командир Архангельского порта князь Леонид Алексее­ вич Ухтомский. Она оказалась настолько общей, что напоминала сказочное «пойди туда - не знаю куда...». Приводим здесь текст этой инструкции полностью: «1. Шхуна назначается для крейсерства у Мурманского берега на случай ограждения русских промышленников от насильствен­ ных действий иностранцев. 1ГААО. Ф. 4. Оп. 10. Т.1. Д. 283. Л. 1 об.-2. 2 Попов Г.П., Давыдов Р.А. Морское судоходство на Русском Севере... С. 200. 3АВПРИ. Ф. 155. Оп. 445. Д. 6. Ч. 1. Л. 94 об. 4Там же. Л. 97 об. 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz