Давыдов, Р. А. Российский опыт определения границ территориальных вод и охраны морских ресурсов в Евро-Арктическом регионе (1860-е–начало 1910-х гг.) : монография / Р. А. Давыдов ; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова» [и др.]. - Архангельск : Поморский университет, 2009.
Очевидная мысль, что одного судна даже для выполнения только одной - охранной - функции будет недостаточно, почему-то долго не появлялась в переписке заинтересованных сторон. Рассмотрение вопроса о пароходе было перенесено в столицу; там оно и прекратилось. Морское министерство согласилось с не обходимостью такого судна для Севера и выразило готовность причислить его «к судам флота». Но содержать судно в мирное время Морское министерство предложило в ведении Министер ства финансов, которое должно было взять на себя все издержки по его приобретению и эксплуатации. В Министерстве финансов не дали делу дальнейшего хода, когда выяснили, что расходы толь ко на приобретение судна составят не менее 76 тыс. руб. (столько стоило судно для Таможенной флотилии, взятое как образец). От каз мотивировался «встретившимся затруднением к ассигнованию потребной на сей предмет суммы»1. Летом 1870 года архангельский губернатор Н.А. Качалов, со провождая Великого Князя Алексея Александровича в его поездке по морям Северного Ледовитого океана, лично убедился, что коль- ская администрация «положительно не имеет» ни возможности, ни средств к наведению на Мурмане порядка как на берегу, так и в при брежных водах. Убедился он и в том, что в соседнем «процветаю щем» Финнмарке охрана территориального моря выглядит просто образцово. «Архангельские губернские ведомости», рассказывая о поездке Великого Князя Алексея Александровича и Н.А. Качалова, писали по этому поводу: «Несмотря на недостаточные средства Норвегии, она в продол жение всего времени промыслов содержит военную паровую ка нонерскую лодку, которая плавает между Хаммерфестом и нашей границей, разбирает все ссоры между промышленниками, а, глав ное, не позволяет русским промышленникам ловить на норвежских водах, что исполняется с величайшей аккуратностью. Пример этот чрезвычайно поучителен, и ему нужно последовать, но еще с не которыми дополнениями - у нас нет на Мурмане городов, а также нет устроенных для разбирательства судов и правильно организо ванной полиции... На основании этих соображений, на первое вре мя очень полезной мерой было бы назначение на время промыслов военного парового судна для плавания вдоль Мурмана с теми же 1Там же. 43
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz