Давыдов, Р. А. Российский опыт определения границ территориальных вод и охраны морских ресурсов в Евро-Арктическом регионе (1860-е–начало 1910-х гг.) : монография / Р. А. Давыдов ; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова» [и др.]. - Архангельск : Поморский университет, 2009.
от которых получал сведения о богатых промысловых участках у Новой Земли и в Горле Белого моря. Раздобыв необходимые кар ты, он убедил широко известного в то время норвежского шкипера Эллинга Карлсена, в порядке эксперимента, совершить в 1867 году плавание к Новой Земле. «Карлсен был настроен скептически, но, в конце концов, уступил при условии, что Финкенхаген покроет все убытки, если рейс выйдет неудачным, - пишет Й.П. Нильсен. - Э. Карлсен отправился на восток и стал «против своей воли» перво открывателем, начав фактически новую эпоху в норвежском поляр ном промысле»1. Ведомое им судно «Solid» («Солидный») вышло из Хаммерфеста к Новой Земле, прошло Карские ворота, углубилось в Карское море, а затем легло на обратный курс; прошло Югорский Шар и, дойдя вдоль побережья Новой Земли до мыса Нассау, в кон це концов благополучно возвратилось в Норвегию2. Побывав в Карском море в 1867 году, Э. Карлсен отправился туда и в 1868 году. Ему удалось пройти еще дальше на Восток, до острова Белый у северной оконечности полуострова Ямал. Вме сте с судном Э. Карлсена шло еще одно, из Хаммерфеста. Оба они вернулись в Норвегию с хорошей добычей. В норвежской газете «Finmarkposten» было высказано предположение, что в наступив шем 1869 году все промысловые суда Хаммерфеста и Тромсе отка жутся от работы на Шпицбергене ради промысла на Новой Земле3. Предположение в значительной мере оправдалось. В 1869 году уже 18 (!) норвежских судов с численностью команд в 186 человек вели промысел у Новой Земли4. А в 1870 году, согласно норвежским дан ным, у Новой Земли промышляло уже свыше 80 (!!!) норвежских шхун, преимущественно из Хаммерфеста, против 8-ми россий ских5. Шкипер одного из норвежских промысловых судов - Эдвард Холм Юханнесен (Е.Н. Johannesen) из городе Тромсё - по возвра щении домой послал рассказ о плавании и отчет о своих гидрогра фических наблюдениях в Шведскую Академию Наук в Стокгольме. За результаты его работ Э. Юханнесен был награжден серебряной 1 Нильсен Й.П. «А Touch of Frost»... С. 49-50. 2 Нильсен Й.П. Новая Земля — “ничейная земля”? С. 72. 3Цит. по: Нильсен Й.П. «А Touch of Frost»... С. 50. 4 Valle К. En oversikt over konfliktene mellem Norge og Russland om sel- fangsten i 0stisen i tidsrommet 1893-1926. Oslo, 1956. S. 11. 5 Нильсен Й.П. Новая Земля - «ничейная земля»? С. 79. 30
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz