Давыдов, Р. А. Российский опыт определения границ территориальных вод и охраны морских ресурсов в Евро-Арктическом регионе (1860-е–начало 1910-х гг.) : монография / Р. А. Давыдов ; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова» [и др.]. - Архангельск : Поморский университет, 2009.
в МИДе. Указания на точный и весьма небольшой срок для подго товки ответа довольно редко встречались в делопроизводстве того времени, в делах такого рода и такого уровня; недвусмысленная ре комендация поторопиться с ответом, скорее всего, была расценена в МИДе как проявление давления. Кроме того, получалось, что во прос, имеющий прямое отношение к внешней политике и, значит, к МИДу, уже решен, причем решен не в МИДе. Можно предпо ложить, что в российском Министерстве иностранных дел рассу дили примерно так: Министерство госимуществ своим демаршем против норвежских промышленников не сможет реально повлиять на противостояние в Арктике, но отношения между странами ис портит. Видимым же виновником этого окажется не МГИ, а МИД. Так или иначе, но Министерство иностранных дел Российской империи отказалось содействовать установлению «взаимности» прав норвежских промышленников у российских берегов с пра вами россиян у берегов Норвегии. Министр иностранных дел Александр Михайлович Горчаков в своем отношении к министру госимуществ от 20 апреля (2 мая) 1871 года фактически поставил «вето» на его законодательной инициативе. «Сочувствуя вполне конечной цели улучшения быта наших под данных, живущих в бедном северном поморье, - писал А.М. Горча ков, - я могу только заявить, что было бы желательно, чтобы меры, которые окончательно будут приняты нашим правительством, мог ли на самом деле способствовать достижению этой цели. Но для этого необходимо, чтобы предположенные меры (запретительные в отношении норвежцев) существовали бы не только на бумаге, но и на самом деле. Я тем более считаю себя обязанным обратить внимание на эту сторону вопроса, что всякое запретительное или стеснительное постановление тогда только оказывается действи тельным в глазах других держав, когда государство, установившее оное, имеет на самом деле фактическую, материальную возмож ность наблюдать за исполнением этого постановления, предупре ждать нарушение оного, а в случае нарушения подвергать вино вных заслуженным последствиям»1. А.М. Горчаков сообщил о том, что по его поручению товарищ министра В.И. Вестман, «входил в сношение» с управляющим Морским министерством генерал-адъютантом Николаем Карло вичем Краббе, дабы узнать: существует ли у России крейсерство 1Там же. J1. 43 об-44. 25
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz