Давыдов, Р. А. Российский опыт определения границ территориальных вод и охраны морских ресурсов в Евро-Арктическом регионе (1860-е–начало 1910-х гг.) : монография / Р. А. Давыдов ; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова» [и др.]. - Архангельск : Поморский университет, 2009.
заменить единственный военный транспорт «Бакан», символизи рующий наличие такой охраны, более-менее пригодным судном. Нерешенный, по сути - технический вопрос перерос в проблему, о которой пришлось докладывать императору Николаю II. И даже «высочайшей» резолюции оказалось недостаточно для повышения эффективности работы чиновников: замену «Бакана» начали живо обсуждать в 1908 году и свернули обсуждение спустя пять лет, в начале I мировой войны, так и не придя ни к какому конкретному решению (подробнее см. в параграфе 2.4, с. 73-82, 87). 3. Российские власти действовали во многом с позиции так на зываемого «правового нигилизма». Этот современный, даже по- своему «модный» термин применительно к рассмотренной теме, подразумевает следующее. Власти долгое время пытались «огра дить русских промышленников от насильственных действий иностранцев» и помешать последним вести промыслы «вблизи» российских берегов при помощи полиции, судебных органов и военных кораблей. Но при этом долго и с упорством, достойным лучшего применения, правительство избегало разработки соот ветствующей нормативно-правовой базы или совершенствования имеющейся. В итоге офицеры флота, исправники и мировые судьи, не имея в своем распоряжении ни законов, ни внятных инструк ций, часто оказывались беспомощными и в прямом смысле слова бесправными по отношению к иностранным рыбакам и зверобоям, а потому не спешили их арестовывать, привлекать к следствию и суду. «В нашем законодательстве не содержится по сему предмету точных определений», - писал министр юстиции И.Г. Щегловитов в 1911 году о границах территориальных вод России в морях Север ного Ледовитого океана. И это - спустя почти полвека после того, как вопрос о них впервые вызвал оживленную переписку между министерствами! (подробнее см. в параграфе 3.3, с. 100-105). 4. Позиция российского МИДа по отношению к международ ным отношениям в Евро-Арктиическом регионе во второй полови не XIX - начале XX века отличались пассивностью, готовностью «не замечать» разнообразных проявлений иностранной экспансии, готовностью идти на уступки в спорных ситуациях. Такая позиция действительно способствовала поддержанию мирных и даже добро соседских отношений между государствами в регионе. Но она же провоцировала неадекватный рост геополитических амбиций как у отдельных граждан европейских стран так и государств в целом. Пример - решение союза шкиперов норвежского города Тромсё 109
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz