Давыдов, Р. А. Российский опыт определения границ территориальных вод и охраны морских ресурсов в Евро-Арктическом регионе (1860-е–начало 1910-х гг.) : монография / Р. А. Давыдов ; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова» [и др.]. - Архангельск : Поморский университет, 2009.

нения и комментарии к новому законодательному акту те, кто дол­ жен был охранять территориальное море, получали с опозданием, что привело к неожиданным и неприятным последствиям. Летом 1910 года военный транспорт «Бакан» задержал англий­ ский траулер. Вскоре траулер был отпущен с извинениями; постра­ давшим от «неправильных действий» в результате «недоразуме­ ния» англичанам Россия выплатила денежную компенсацию. Казус произошел в значительной степени потому, что командир крейсера попытался по своему разумению одновременно руководствовать­ ся бывшей в его распоряжении старой инструкцией и новым за­ коном, которые были совершенно, не адаптированы друг к другу. Министерства и ведомства, официальные лица, так или иначе при­ частные к незаконному аресту английского траулера обменялись серией писем с взаимными упреками и оправданиями'. Ожидалось, что вскоре после принятия закона о 12-мильной морской таможенной полосе наконец-то решится давний вопрос и об установлении границ собственно территориальных вод (терри­ ториального моря)2. В 1910-х годах проблема охраны морских про­ мыслов на Европейском Севере России часто обсуждалась в прес­ се, рассматривалась на заседаниях комиссии по рыболовству 3-й Государственной Думы и различных межведомственных совеща­ ниях. Но не получилось; бюрократия Российской империи и в дан­ ном случае наглядно продемонстрировала далеко не лучшие свои черты. Особо следует отметить неоднозначную роль Министер­ ства иностранных дел, на деле тормозившего работу над проектом закона о границах территориальных вод из опасения, что издание его может «вызвать нежелательные трения, так как затрагивает су­ щественные интересы английских подданных»3. * * * До начала I мировой войны специального закона, определяюще­ го границы территориальных вод (территориального моря) России в морях Северного Ледовитого океана, и на отсутствие которого в системе российского законодательства с сожалением указывал ми­ нистр юстиции в 1911 году, так и не появилось. 1ГААО. Ф. 1. Оп. 8. Т. 2. Д. 622. Л. 54-54 об. 1 Држевецкий В. Территориальная полоса и охрана морских промыс­ лов на Севере // Известия АОИРС, 1910. № 24. С. 20-29. 3 Пинхенсон ДМ . Проблема Северного морского пути в эпоху капита­ лизма... С. 338. 105

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz