Давыдов, Р. А. Российский опыт определения границ территориальных вод и охраны морских ресурсов в Евро-Арктическом регионе (1860-е–начало 1910-х гг.) : монография / Р. А. Давыдов ; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова» [и др.]. - Архангельск : Поморский университет, 2009.

спасать то немногое, что можно было спасти. Союз шкиперов был обеспокоен судьбой тех промысловиков, которые еще находились на Новой Земле, и проявил инициативу по снаряжению спасатель­ ной экспедиции, чтобы опередить русских. После переговоров меж­ ду союзом шкиперов и норвежским Министерством иностранных дел, 14 июня (нов. ст ,-Р .Д .) из Тромсё было отправлено за государ­ ственный счет спасательное судно «Сириус», чтобы предупредить норвежцев на Новой Земле о грозящей им опасности. Между тем по предложению генерального консула в Архангельске король Хокон составил письмо своему родственнику, Николаю II, пытаясь таким образом сдержать русских. Есть основания полагать, что это посла­ ние подействовало1. Во всяком случае, вмешательство императора остановило посылку военного судна»2. Известна точная дата, когда в Санкт-Петербурге решили оста­ новить уже совершенно готовую операцию. В ГААО сохранил­ ся текст телеграммы , полученной архангельским губернатором 17 (29) июня 1910 года: «Выселение норвежцев Новой Земли отло­ жите до будущего лета. Подробности письмом. № 3329. Председа­ тель Совета министров статс-секретарь Столыпин»3. Летом 1910 года вместо парохода под Андреевским флагом с вооруженным отрядом к северо-западному побережью Новой Зем­ ли отправился небольшое судно «Дмитрий Солу некий»4с научной экспедицией под начальством В.А. Русанова5. 1 Такого же мнения придерживался советский историк ГТ.Э. Бацис. См.: Бацис П.Э. Русско-норвежские отношения в 1905-1917 годах: Дис.... канд. истор. наук. М., 1973. С. 68-69. 2 Нильсен Й.П. Новая Земля - «ничейная земля»? С. 93. 3 ГААО. Ф. 1. Оп. 8. Т. 2. Д. 622. Л. 36. Аналогичную телеграмму по­ лучили в Морском министерстве. 4Двухмачтовый парусно-моторный куттер «Дмитрий Солунский» был построен в селе Мудьюге близ Архангельска в 1908 году. Длина - 96 футов, ширина - 24 фута, водоизмещение - 180 тонн. Мощность 4-цилиндрового керосинового мотора - 50 л.с. Скорость хода под мотором - до 7 узлов. Безопасность плавания в арктических условиях обеспечивалась формой корпуса и его дубовой обшивкой. Владелец судна - рыбопромышленник Д.Н. Масленников - предоставил его для экспедиции безвозмездно ( Ру­ санов В.А. Статьи, лекции, письма. Литературное наследство выдающе­ гося русского полярного исследователя начала XX века. М.; Л.: Изд-во Главсевморпути, 1945. С. 134). 5Описание деятельности и результатов экспедиции выходит за рамки заявленной нами темы. Подробнее о ней см.: Русанов В.А. Статьи, лекции, письма... С. 38-43, 134-159. 99

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz