Давыдов, Р. А. Российский опыт определения границ территориальных вод и охраны морских ресурсов в Евро-Арктическом регионе (1860-е–начало 1910-х гг.) : монография / Р. А. Давыдов ; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова» [и др.]. - Архангельск : Поморский университет, 2009.
спасать то немногое, что можно было спасти. Союз шкиперов был обеспокоен судьбой тех промысловиков, которые еще находились на Новой Земле, и проявил инициативу по снаряжению спасатель ной экспедиции, чтобы опередить русских. После переговоров меж ду союзом шкиперов и норвежским Министерством иностранных дел, 14 июня (нов. ст ,-Р .Д .) из Тромсё было отправлено за государ ственный счет спасательное судно «Сириус», чтобы предупредить норвежцев на Новой Земле о грозящей им опасности. Между тем по предложению генерального консула в Архангельске король Хокон составил письмо своему родственнику, Николаю II, пытаясь таким образом сдержать русских. Есть основания полагать, что это посла ние подействовало1. Во всяком случае, вмешательство императора остановило посылку военного судна»2. Известна точная дата, когда в Санкт-Петербурге решили оста новить уже совершенно готовую операцию. В ГААО сохранил ся текст телеграммы , полученной архангельским губернатором 17 (29) июня 1910 года: «Выселение норвежцев Новой Земли отло жите до будущего лета. Подробности письмом. № 3329. Председа тель Совета министров статс-секретарь Столыпин»3. Летом 1910 года вместо парохода под Андреевским флагом с вооруженным отрядом к северо-западному побережью Новой Зем ли отправился небольшое судно «Дмитрий Солу некий»4с научной экспедицией под начальством В.А. Русанова5. 1 Такого же мнения придерживался советский историк ГТ.Э. Бацис. См.: Бацис П.Э. Русско-норвежские отношения в 1905-1917 годах: Дис.... канд. истор. наук. М., 1973. С. 68-69. 2 Нильсен Й.П. Новая Земля - «ничейная земля»? С. 93. 3 ГААО. Ф. 1. Оп. 8. Т. 2. Д. 622. Л. 36. Аналогичную телеграмму по лучили в Морском министерстве. 4Двухмачтовый парусно-моторный куттер «Дмитрий Солунский» был построен в селе Мудьюге близ Архангельска в 1908 году. Длина - 96 футов, ширина - 24 фута, водоизмещение - 180 тонн. Мощность 4-цилиндрового керосинового мотора - 50 л.с. Скорость хода под мотором - до 7 узлов. Безопасность плавания в арктических условиях обеспечивалась формой корпуса и его дубовой обшивкой. Владелец судна - рыбопромышленник Д.Н. Масленников - предоставил его для экспедиции безвозмездно ( Ру санов В.А. Статьи, лекции, письма. Литературное наследство выдающе гося русского полярного исследователя начала XX века. М.; Л.: Изд-во Главсевморпути, 1945. С. 134). 5Описание деятельности и результатов экспедиции выходит за рамки заявленной нами темы. Подробнее о ней см.: Русанов В.А. Статьи, лекции, письма... С. 38-43, 134-159. 99
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz