Попов, Г. П. Оборона Русского Севера в годы Крымской войны : хроника событий / Р. А. Давыдов, Г. П. Попов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : УрО РАН, 2005. - 173, [2] с., [2] л. ил. : табл.
В Архангельском адмиралтействе начата постройка гребных канонерских лодок. Работы велись под наблюдением корабель ного инженера полковника Ф. Т. Загуляева26по имевшимся при порте чертежам. Набор и наружная их обшивка делались из ли ственничного и соснового леса, а бимсы, палубы и все внутрен нее устройство - из одного соснового. Скрепление в подводной и надводной частях железное27. На каждой канонерской лодке устанавливались две пушки, движение осуществлялось при помощи 20 весел, для лучшей ма невренности рулей было два - в носовой и кормовой частях лод ки. Команда - 40 человек. Длина через штевни - 62 фута, шири на без обшивки - 15 футов, глубина от верхней грани киля по борт - 5 футов 6 дюймов28. В «Архангельских губернских ведомостях» опубликован указ Правительствующего Сената от 22 февраля (6 марта) об объяв лении в Архангельской губернии военного положения29. В этом же номере «Архангельских губернских ведомостей» - обраще ние Р. П. Бойля к жителям Архангельской губернии: «Государь Император Высочайше соизволил повелеть объявить Архан гельскую губернию в военном положении. Нет сомнения, что каждый из жителей Архангельской губер нии, услышав это объявление, задумается: что это значит? Сим дается знать, что хотя война еще не объявлена, но ско ро может возгореться, если враги наши не оставят злого намере ния защитить турок противу нас, православных, - и вот почему, во исполнение Высочайшего Всемилостивейшего Государя Им ператорского повеления, объявляется губерния в военном поло жении, и это сделано по отеческой заботливости общего Отца нашего, Царя Православного, для предостережения жителей быть осторожными и отнюдь не плошать. 6 (18) марта 26 Федор Тимофеевич Загуляев (1792-1858) - сын корабельного плотника; окончил морскую школу при Архангельском адмиралтействе и проработал при нем более 50 лет, начав трудовой путь мачтовым учеником и став со временем извест ным кораблестроителем. Под его руководством построено около 60 военных судов. (Подробнее о нем см.: Огородников С. Ф. История Архангельского порта. СПб., 1875. С. 349-352; Соломбальская верфь, 1693-1862. Архангельск, 1993. С. 82-93). 27 Морской сборник, 1854. № 7. Официальные статьи и известия. С. 192-193. 28РГАВМФ. Ф. 327. On. 1. Д. 4150. 29 См. С. 20, 21 настоящего издания. 26
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz