Попов, Г. П. Оборона Русского Севера в годы Крымской войны : хроника событий / Р. А. Давыдов, Г. П. Попов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : УрО РАН, 2005. - 173, [2] с., [2] л. ил. : табл.

условиях военного времени. Полагаем, что сделанная нами под­ борка материалов будет интересной и полезной всем тем, кого не оставляет равнодушными история Русского Севера и военная история России. Хотя Крымская война началась в 1853 г. и завершилась в 1856 г., мы уделяем первоочередное внимание 1854 и 1855 годам, особенно тому времени, когда объединенные англо-француз­ ские военно-морские силы господствовали в водах Белого и Ба­ ренцева морей. Это оправдано тем, что Франция и Великобрита­ ния открыто вступили в войну с Россией на стороне Турции лишь в 1854 г., а после окончания навигации 1855 г. боевых действий на побережьях Архангельской губернии уже не велось. В книге воспроизведены тексты наиболее важных докумен­ тов, интересных публикаций периодической печати 1850-х гг. по данной теме, биографические сведения. При цитировании источ­ ников, особенно архивных, мы допускали некоторые изменения в орфографии и пунктуации оригинала в соответствии с прави­ лами современного русского языка. В отдельных случаях нами исправлялись явные опечатки в цитатах из публикаций при не­ правильном воспроизведении названий местностей и фамилий («Кандалакша» вместо ошибочного «Кандалашка», «Корконо- сов» - «Корнопосов», «Друшлевский» - «Другильский», «Флей- шер» - «Флеймер» и т. д.). Несмотря на наше желание более-менее четко дифференци­ ровать упоминаемые в тексте поселения на «села» и «деревни», это оказывалось не всегда возможным, поскольку даже в офици­ альных документах, иногда в одном тексте, тот или иной населен­ ный пункт, например Сюзьма, назывался и селом, и деревней. При описании десантных операций неприятеля его гребные суда в авторском тексте мы именуем шлюпками; в цитатах - ос­ тавляем так, как в оригинале. Дело в том, что определить точно тип гребного судна противника россиянам зачастую было слож­ но из-за большого расстояния. Поэтому в рапортах с мест всегда четко указывается количество неприятельских гребных судов, участвующих в том или ином деле, но называются они как угод­ но: шлюпками, катерами, баркасами, карбасами, ботами, гичка­ ми и т. д. То же можно сказать и о военных судах с паровым двигате­ лем. В авторском тексте мы их называем пароходами, в цита­ тах - так, как в оригинале. В середине 1850-х гг. классификация паровых судов в военных флотах разных стран еще не устоялась. 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz