Попов, Г. П. Оборона Русского Севера в годы Крымской войны : хроника событий / Р. А. Давыдов, Г. П. Попов ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург : УрО РАН, 2005. - 173, [2] с., [2] л. ил. : табл.

низации обильного и разнообразного питания экипажей своих кораблей, а в установлении блокады беломорских портов. Одна­ ко в 1854 г. правительства Великобритании и Франции должны были считаться с рядом факторов, препятствующих этому. Во-первых, под угрозой оказывался бизнес состоятельных семей - подданных Великобритании, на протяжении многих де­ сятилетий занимавшихся экспортом из России леса, пиломатери­ алов и другого сырья через беломорские порты главным обра­ зом через Архангельск и Онегу. Во-вторых, население норвежской провинции Финнмарк в рассматриваемый нами период находилось в сильной зависимос­ ти от поставок морским путем хлеба из беломорских портов и в первую очередь из Архангельска. Любое препятствие традици­ онной меновой торговле, которую вели жители Архангельской губернии и северной Норвегии, спровоцировало бы в Финнмар- ке дефицит хлеба и голод. Именно благодаря настойчивым тре­ бованиям Шведско-Норвежского королевства участвующим в этой торговле русским крестьянам в 1854 г. правительствами Ве­ ликобритании и Франции разрешено было совершать плавания в Норвегию. Свой интерес власти Шведско-Норвежское коро­ левства наглядно продемонстрировали, отправив в Архангельск военную шхуну. Находившийся на ее борту новый консул Б. Флейшер приложил немало стараний для успокоения торгую­ щих с Норвегией поморских судовладельцев и, видимо, призывал к терпимости по отношению к ним командование английской и французской эскадр на Белом море. В-третьих, английское и французское правительства должны были иметь в виду, что «строгая» блокада беломорских портов неизбежно вызовет недовольство у многочисленных судовла­ дельцев и торговых фирм нейтральных европейских государств, которые вели торговлю через порты Белого моря. О блокаде беломорских портов командование английской и французской эскадр объявило лишь 1 (13) августа5 1854 г. При этом судам нейтральных стран разрешался беспрепятственный выход из Архангельска еще в течение 15 дней. За период с от­ крытия навигации до 12 (24) августа 1854 г. Архангельский порт посетило 599 (!) иностранных коммерческих судов; десятки рус­ ских судов совершили благополучные плавания в Норвегию. 5 Текст письма об объявлении блокады был подготовлен 31 июля (12 авгу­ ста), передан представителям архангельских властей 1 (13) августа 1854 г. 164

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz