Давыдов Р. А. Новые материалы к истории первого советского научно-исследовательского судна «Персей», к биографиям судостроителя В. Ф. Гостева и капитана П. И. Буркова // Мурманск в истории российской государственности : сборник докладов международной научно-практической конференции (Мурманск: 22–23 сентября 2016 года) / М-во культуры Рос. Федерации, Правительство Мурм. обл., Мурм. обл. краевед. музей.
Р.А. Давыдов Сохранившаяся в ГААО переписка по этому делу интересна не только тем, что содержит сведения о нереализованном проекте, но и наличием в ней оформленного в виде таблицы списка 18 судов, построенных В.Ф. Гостевым в период 1896-1912 годов. В нем указаны названия и типы судов (шейты, гальяши, кутеры, яхты, гафельные шхуны); их грузоподъемность (от 30 до 150 т.); годы, места и стоимость их постройки; фамилии владельцев. Список открывают шейты «Инга» и «Анна», построенные В.Ф. Гостевым в норвежском городе Вардё для Л. Бродкорба в 1896 и 1897 гг., грузоподъ емностью 40 и 30 т., за 6000 и 4000 крон соответственно. Комментируя приведенные в таблице сведения, В.Ф. Гостев отмечал, что все упомянутые в ней суда были построены «из леса соснового, елового и частью листвен ничной пород». Помимо указанных в списке, за время пребывания в Норвегии и за время службы при доке Товарищества Архангельско-Мурманского сроч ного пароходства, В.Ф. Гостевым было построено еще около 45 гребных и парусных шлюпок и лодок различных типов. И, кроме того, 7 моторных ботов грузоподъемностью от 150 до 500 пудов, стоимость которых без мотора варьировалась от 1000 до 3000 руб.8 Во многом благодаря счастливому случаю, в 2015 г. впервые опубликован рукописный дневник Павла Ильича Буркова. В 2014 г. в Архангельске была дважды напечатана статья, написанная мною в соавторстве с известным мурманским историком и журналистом Дмитрием Анатольевичем Ермолаевым (один раз - в сборнике материалов научной конференции и другой раз - в виде иллюстрированного очерка в журнале «Архангельская старина»). В этих публикациях были подробно описаны обстоятельства потопления российского парохода «Федор Чижов» немецкой подводной лодкой у Вайда-губы после подписания мира с Германией в 1918 г.9 Вскоре после выхода журнала со статьей о гибели парохода к редактору «Архангельской старины» - Игорю Михайловичу Гостеву - обратился читатель журнала - Виктор Николаевич Латкин. Он сообщил, что приходится правнуком капитану «Федора Чижова» Илье Васильевичу Буркову и что у него и его родственников в семейном архиве хранятся документы, письма ифотографии 8Там же. Л. 9. 9 Давыдов Р.А., Ермолаев Д.А. Расстрел «Федора Чижова»: свидетельства очевидцев и исто рический контекст // Первая мировая война и Европейский Север России: материалы между народной научной конференции «Великая война и Европейский Север России (к 100-летию начала Первой мировой войны)» (Архангельск, 21-25 июня 2014 г.) / сост. Т.И. Трошина; под общ. ред. Т.И. Трошиной. Архангельск: ИД САФУ, 2014. С. 165-175; Давыдов Р. ЕрмолаевД. Расстрел «Федора Чижова» // Архангельская старина. 2014. №2-3 (13-14). С. 74-81. 20
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz