Давыдов, Р. А. Ледокол «Ермак» и товарищество Архангельско-Мурманского срочного пароходства : 1898-1899 // VIII Ушаковские чтения, [Мурманск, 2-4 марта 2011 г.] : к 90-летию со дня рождения профессора И. Ф. Ушакова : сборник научных статей / [редкол.: П. В. Федоров (науч. ред.) и др.]. - Мурманск, 2012. - С. 59-71.

Р.А. Давыдов ЛЕДОКОЛ «ЕРМАК» И ТОВАРИЩЕСТВО АРХАНГЕЛЬСКО-МУРМАНСКОГО СРОЧНОГО ПАРОХОДСТВА (1898—1899) Ледоколу «Ермак» посвящено множество научных, научно-популяр­ ных публикаций. Колоритная фигура Степана Осиповича Макарова , его знаменитая фраза «К Северному полюсу - напролом», описания первых плаваний «Ермака» по понятным причинам привлекали заметно большее внимание исследователей, чем вопросы, связанные с финансированием, хозяйственными распоряжениями по эксплуатации ледокола, ведением со­ ответствующего делопроизводства. Эти вопросы до сих пор остаются ма­ лоизученными. Мало кто знает, что в 1898-1899 гг. Министерство финан­ сов все дела, связанные с эксплуатацией ледокола «Ермак», возложило на Товарищество Архангельско-Мурманского срочного пароходства, еще ко­ гда «Ермак» даже еще не был спущен на воду! Может показаться удиви­ тельным, но Правление Товарищества с самого начала не хотело иметь с эксплуатацией ледокола ничего общего, а приступило к ведению соответ­ ствующего делопроизводства лишь под давлением со стороны Министер­ ства финансов и лично министра Сергея Юльевича Витте2. В январе 1897 г. вице-адмирал С.О. Макаров подал управляющему Морским министерством вице-адмиралу П.П. Тыртову докладную записку, фактически - проект программы освоения Северного морского пути при помощи мощных ледоколов. «Полагаю, - писал С.О. Макаров, - что при помощи ледокола можно открыть правильные товарные рейсы с рекой Енисей [...]. Также считаю возможным с ледоколом пройти к Северному полюсу и составить карты всех неописанных еще мест Северного Ледовитого океана [...]. Содержа- 1 Степан Осипович Макаров (1 849-1904) - флотоводец и учёный, герой Русско- турецкой войны 1877-1878 гг. В 1890-х гг. был главным инспектором морской ар­ тиллерии, командовал русской эскадрой в Средиземном море и Практической эскад­ рой Балтийского моря; в 1896 г. произведен в вице-адмиралы; с 1899 г. - главный командир Кронштадтского порта. Лично участвовал в полярных плаваниях ледокола «Ермак» 1899 и 1901 гг. После начала Русско-японской войны принял командование Тихоокеанской эскадрой. 31 марта (13 апреля) 1904 г. погиб во время взрыва на мине броненосца «Петропавловск». Витте Сергей Юльевич (18 4 9 -1 9 1 5 ) - государственный деятель Российской империи конца XIX - начала X X вв. Министр финансов (1892-1903). Сыграл заметную роль в индустриализации России, явился организатором и исполнителем масштабных, но крайне неоднозначно оцениваемых историками реформ в области государственного управления и финансов. С 1903 г. - член Государственного совета. Возглавлял рос­ сийскую делегацию на мирных переговорах с Японией в Портсмуте, за успешное за­ вершение которых возведен в графское достоинство. 59

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz