Давыдов, Р. А. Ледокол «Ермак» и товарищество Архангельско-Мурманского срочного пароходства : 1898-1899 // VIII Ушаковские чтения, [Мурманск, 2-4 марта 2011 г.] : к 90-летию со дня рождения профессора И. Ф. Ушакова : сборник научных статей / [редкол.: П. В. Федоров (науч. ред.) и др.]. - Мурманск, 2012. - С. 59-71.

тельной грузовой вместимости и огромных эксплуатационных расходов. У Товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства в настоящее время не имеется ни одного парохода, который мог бы быть по­ ставлен на эту линию [...]. В случае, если приведенные выше соображения будут признаны Ми­ нистерством финансов не заслуживающими внимания, и настоящий во­ прос будет разрешен в смысле передачи ледокола в заведывание Товари­ щества, то последнее примет все зависящие от него меры к успешному вы­ полнению этой задачи [...]. Правление Товарищества не может не остановиться на том соображе­ нии, что высокая стоимость ледокола (1 500 ОООруб.), превосходящая поч­ ти в 172раза стоимости судов и всего прочего имущества Товарищества, при отсутствии шансов на какие-либо выгодные в коммерческом отношении по­ следствия деятельности ледокола, не позволяет ввести это судно в состав предприятия Мурманского пароходства, наравне с прочими его парохода­ ми [...]. По мнению Правления, эксплуатация ледокола как предприятия име­ ющего весьма мало общего с Мурманским пароходством, должна быть со­ вершенно отделена от последнего, и Товарищество могло бы принять его в свое заведывание не иначе, как на чисто комиссионных началах, производя за счет Правления все необходимые по ходу дела издержки и представляя подробный отчет в этих расходах с подлинными оправдательными доку­ ментами. Суммы, нужные для ведения дела, должны быть отпускаемы То­ вариществу по мере надобности авансом, по требованию Правления. С другой стороны, вся выручка ледокола как от перевозки на нем грузов, так и от проводки судов должна полностью поступать в доход казны [...]. Все предприятие ледокола представляется делом совершенно новым, и в этом отношении у Товарищества не имеется никакого опыта, на осно­ вании которого оно, в качестве добросовестного предпринимателя, могло бы теперь же взяться за дело в уверенности за успешный его ход [...]»'. Несмотря на явное нежелание Правления Товарищества Архангель­ ско-Мурманского срочного пароходства заниматься эксплуатацией ледо­ кола и многочисленные «опасения», высказанные на сей счет, в Министер­ стве финансов не отказались от идеи привлечь Товарищество к этому дей­ ствительно совершенно новому делу. На совещании, созванном при Департаменте торговли и мануфактур Министерства финансов 8 (20) мая 1898 г., представители Правления То­ варищества все-таки дали «согласие принять на себя все хозяйственные распоряжения по содержанию посредством ледокола морских сообщений на Балтийском море, С.-Петербургском порте и Северном Ледовитом океа­ не, а равно выполнить все необходимые подготовительные действия по ' РГИА. Ф. 97. Оп. 1 . Д. 77. Л. 2 -3 7 . 67

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz