Давыдов, Р. А. Ледокол «Ермак» и товарищество Архангельско-Мурманского срочного пароходства : 1898-1899 // VIII Ушаковские чтения, [Мурманск, 2-4 марта 2011 г.] : к 90-летию со дня рождения профессора И. Ф. Ушакова : сборник научных статей / [редкол.: П. В. Федоров (науч. ред.) и др.]. - Мурманск, 2012. - С. 59-71.

Мурманского пароходства. Можно с утвердительностью сказать, что как бы ни была успешно поставлена деятельность ледокола по проводке судов в С.-Петербургском порте и в Карском море, но собственно делу срочных рей­ совМурманского пароходства это не может принести никакой пользы [...]. Если даже допустить предположение, что благодаря работе ледокола плавание по Карскому морю будет сделано столь же безопасным, как и плавание в Черном или Балтийском морях, то и в таком случае, по мнению Правления, представляется мало вероятным, чтобы этот путь мог служить поприщем для развития русского пароходства. Плавание по Карскому мо­ рю к устьям сибирских рек не есть каботажное плавание, так как этим пу­ тем будут доставляться в Сибирь товары из иностранных портов, и в ино­ странные же порты будут вывозиться сибирские грузы. Следовательно, весь товарный обмен по этому пути будет подвержен иностранной конку­ ренции, и очевидно, что иностранные суда будут иметь здесь на своей сто­ роне все те преимущества более дешевой перевозки, которыми они поль­ зуются в сообщениях между нашими южными и балтийскими портами с портами западноевропейскими. Для того чтобы направить торговое дви­ жение через Карское море на русских судах, пришлось бы принять целый ряд покровительственных мер со стороны правительства, которые имели бы своею целью ослабить влияние иностранной конкуренции. Насколько бы это соответствовало бы видам правительства, Правление Товарищества не знает, но полагает, что если бы вообще признано было необходимым, в интересах поощрения вывоза нашего сырья на отечественных судах оста­ новиться на системе денежных премий, то изо всех морей, омывающих бе­ рега Российской Империи, наименее благоприятные результаты получи­ лись бы именно в Карском море, ввиду кратковременности навигации, труд­ ности плавания и, в сущности, малого количества грузов на этой линии, по сравнению с торговыми оборотами наших южных и балтийских портов. По объяснению адмирала Макарова, сделанному в заседании Правле­ ния Общества, конкуренция иностранных судов могла бы быть устранена признанием плавания между Екатерининской гаванью и устьями сибирских рек исключительною привилегиею русского флага, при одновременном на­ значении Екатерининской гавани пунктом для обязательного таможенного досмотра иностранных товаров, ввозимых в Сибирь; что же касается вы­ возных из Сибири грузов, то экспорт их адмирал Макаров полагает оста­ вить беспрепятственным для иностранных судов. Не касаясь вопроса о том, насколько подобное предположение осуществимо с точки зрения тракта­ тов, заключенных Россиею с иностранными державами, Правление не мо­ жет, однако не высказать, что всякое стеснение иностранного судоходства на этом пути отразилось бы прежде всего на самой торговле Сибири с ино­ странными портами: русских судов слишком недостаточно для того, чтобы заменить суда иностранные. Перевозка грузов на самом ледоколе не может быть сколько-нибудь выгодною, ввиду дороговизны этого судна, незначи­ 66

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz