Давыдов, Р. А. Ледокол «Ермак» и товарищество Архангельско-Мурманского срочного пароходства : 1898-1899 // VIII Ушаковские чтения, [Мурманск, 2-4 марта 2011 г.] : к 90-летию со дня рождения профессора И. Ф. Ушакова : сборник научных статей / [редкол.: П. В. Федоров (науч. ред.) и др.]. - Мурманск, 2012. - С. 59-71.

самом ледоколе составляет 79 человек1, а ежегодное содержание их около 56 тыс. руб. Между тем в настоящее время общее число служащих на 10 пароходах Товарищества не превышает 200 человек, с содержанием в 69 ООО руб. в год. Пароходы Товарищества расходуют ежегодно до 420 тыс. пудов угля, тогда как при предположенной работе ледокола в Пе­ тербурге, горле Белого моря и на линии Екатерининская гавань - устье р. Енисея потребление топлива должно быть принято в количестве около 1 млн. пуд. в год. Самый ледокол по своим размерам, конструктивным особенностям, сложности судовых механизмов и характеру предстоящей работы представляется единственным в своем роде сооружением, управле­ ние которым могло бы быть вверено лишь весьма опытным как в деле су­ довождения, так и в пароходной механике лицам. В числе служащих Това­ рищества Архангельско-Мурманского пароходства таковых лиц ныне не имеется, и Правление Товарищества полагает, что и вообще в нашем ком­ мерческом флоте трудно будет подыскать подходящих людей. Засим, са­ мые оклады служащих на ледоколе по необходимости должны быть уста­ новлены в значительно повышенном размере, сравнительно с существую­ щим вознаграждением в Товариществе, и это обстоятельство будет уже само по себе иметь весьма неблагоприятное влияние на ход дел в предпри­ ятии, создавая неравенство служебного положения, а следовательно, и почву для постоянного недовольства. Между тем, при ближайшем обозрении предстоящей ледоколу рабо­ ты, нельзя не прийти к заключению, что вся его деятельность будет иметь весьма мало общего с операциями Товарищества, и предположенное вице- адмиралом Макаровым слияние этих двух предприятий в одно является чисто механическим, без всяких корней в самом существе дела. Именно в течение года ледокол будет работать только один месяц собственно в рай­ оне деятельности Товарищества (в горле Белого моря), все же остальное время будет уходить на колку льда в С.-Петербургский порт, где только отстаиваются зимою пароходы Мурманской линии, и на проводку судов между Екатерининской гаванью и устьем р. Енисея, в каковых операциях ни пароходы Товарищества, ни вообще какие-либо русские суда не будут в состоянии принять участие, по причинам, о которых будет сказано ниже. По расчету адмирала Макарова, из общей суммы расходов по содер­ жанию ледокола на Архангельский порт будет приходиться всего 6%, а на остальные 94%, на плавания в Петербургском порте и к устьям Сибири. Таким образом, с передачею ледокола в заведывание Товарищества, по­ следнее будет поставлено в необходимость сосредоточить главное свое внимание и усилия на устройство нового, чрезвычайно сложного и трудно­ го дела, совершенно притом обособленного от предприятия Архангельско- Фактически экипаж ледокола оказался еще больше, превысив 100 человек. Подроб­ нее об экипаже см.: Макаров С. «Ермак» во л ьдах... С. 174. 65

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz