Давыдов, Р. А. Ледокол «Ермак» и товарищество Архангельско-Мурманского срочного пароходства : 1898-1899 // VIII Ушаковские чтения, [Мурманск, 2-4 марта 2011 г.] : к 90-летию со дня рождения профессора И. Ф. Ушакова : сборник научных статей / [редкол.: П. В. Федоров (науч. ред.) и др.]. - Мурманск, 2012. - С. 59-71.

По новому Уставу, утвержденному в 1895 г., Товариществу при­ шлось сразу значительно усилить свою деятельность; установление ежене­ дельных рейсов по всем линиям и учреждение новых Печорских рейсов потребовало увеличения его флотилии шестью пароходами и двумя паро­ выми баржами; вместе с тем представлялось необходимым приступить к устройству пристаней в главных пунктах остановки пароходов, ремонтных мастерских, дока для исправления своих судов, угольных и товарных скла­ дов и всякого рода других приспособлений и принадлежностей, без кото­ рых Товарищество прежде могло обходиться без особенных затруднений, ввиду незначительности своих операций. Указанное переустройство пред­ приятия потребовало от Товарищества значительных усилий, и в настоя­ щее время, несмотря на крайне напряженную деятельность администра­ ции, представляется еще далеко не законченным. Располагая ограниченными денежными средствами и не успев еще образовать запасного капитала, который по примеру других торгово- промышленных предприятий мог бы служить источником для покрытия непредвиденных расходов и случайных потерь, Товарищество вынуждено относиться ко всякому новому расходу с большою осмотрительностью и бережливостью, дабы избегнуть каких-либо непроизводительных затрат, в настоящее время особенно нежелательных, так как со времени пересмотра в 1895 г. Устава предприятия капитал Товарищества в двух третьих его частях принадлежит казне, которую Товарищество менее всего желало бы вовлекать в излишние расходы. Кроме того, местные условия деятельности Товарищества не таковы, чтобы переустройство всего дела могло последовать в непродолжительном времени и происходит это по той причине, что вследствие слабого разви­ тия пароходства на Севере Товарищество должно само образовать и созда­ вать для себя опытных служащих, недостаток которых представляется на­ столько ощутительным, что в настоящее, например, время Товарищество было бы поставлено в весьма затруднительное положение, если бы хоть один из его капитанов оставил службу в Товариществе. Попытки пополне­ ния личного состава служащих из других местностей Империи не увенча­ лись успехом, так как, с одной стороны, условия жизни на Севере вообще мало заманчивы для лиц, привыкших к другой, более благоприятной об­ становке; с другой же стороны, Товарищество, работая в течение всего пя­ ти месяцев в году, лишено всякой возможности предложить своим служа­ щим более выгодные денежные условия вознаграждения, чем те, которыми пользуются служащие в пароходных компаниях, оперирующих почти круглый год [...]. Для того чтобы наглядно показать, какие огромные усилия потребо­ вались бы от Товарищества для эксплуатации ледокола, достаточно со­ слаться на то, что по исчислениям адмирала Макарова число служащих на 64

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz