Давыдов, Р. А. Ледокол «Ермак» и товарищество Архангельско-Мурманского срочного пароходства : 1898-1899 // VIII Ушаковские чтения, [Мурманск, 2-4 марта 2011 г.] : к 90-летию со дня рождения профессора И. Ф. Ушакова : сборник научных статей / [редкол.: П. В. Федоров (науч. ред.) и др.]. - Мурманск, 2012. - С. 59-71.
Конкурс выиграло судостроительное предприятие «Armstrong, Whitworth & С0» из Великобритании, предложившее наиболее выгодные условия - самую низкую цену (1,5 млн. руб.) и самые короткие сроки исполнения заказа - 10 месяцев. Позже цена ледокола увеличилась, но сравнительно не на много - на 85 тыс. руб. Строительство ледокола обошлось россий ской казне в разы дешевле, чем строительство любого современного «Ер маку» военного корабля той эпохи, сопоставимого по металлоемкости корпуса и мощности силовой установки. Кроме того, английская фирма взяла на себя по контракту ряд необычных и рискованных обязательств. Например, в ходе ледовых испытаний ледокол мог ударять на макси мальной скорости в лед любой прочности, какой угодно частью корпуса. Полученные при этом повреждения фирма гарантировала исправить за свой счет1. 20 января (1 февраля) 1898 г. директор Департамента торговли и нуфактур Министерства финансов направил в Правление Товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства письмо следующего со держания: «24 декабря минувшего года2 фирме Армстронг Витворт и К0заказан ледокол в 6 ООО тонн водоизмещения, длиною 305 фут, шириною 42 ф. 6 дм. и в 10 ООО индикаторных сил, стоимостью 158 500 фунтов стерлин гов. В объяснительной записке вице-адмирала Макарова об эксплуатации этого ледокола, между прочим, сказано: “Необходимо решить, кто будет эксплуатировать ледокол, дабы то учреждение, которое возьмет это дело, приняло участие в необходимых приготовлениях. В моем отчете об осмот ре морского пути на Енисей и Обь я предложил, чтобы дело было передано Мурманскому пароходству, ибо ему оно ближе всего подходит, и в Уставе этого пароходства предусмотрено развитие дела для торговли на Обь и Енисей”. Его превосходительство г. министр финансов изволил отчеркнуть это место записки Макарова, написав “Да”. Ввиду сего Департамент Торговли и мануфактур покорнейше просит Правление Архангельско-Мурманского срочного пароходства обсудить вопрос об эксплуатации строящегося ледокола и предоставить свои сооб ражения и условия по поводу одобренного г. министром финансов предпо ложения вице-адмирала Макарова. Департамент не лишним считает при совокупить, что строящийся ледокол прибудет из Англии в Петербург в декабре сего года, что отчет об осмотре вице-адмиралом Макаровым р. Оби и Енисея может быть сообщен Правлению»3. 1 Андриенко В.Г. Ледокольный флот Р оссии... С. 176-186. Т.е. 5 января 1898 г. по григорианскому календарю или привычному нам «новому» стилю. 3 РГИА. Ф. 97. On. 1. Д. 77. Л. 1—1об.; Товарищество Архангельско-Мурманского срочного пароходства. Отчет правления за 1897 год. СПб., 1898. С. 10-11. 62
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz