Давыдов, Р. А. Ледокол «Ермак» и товарищество Архангельско-Мурманского срочного пароходства : 1898-1899 // VIII Ушаковские чтения, [Мурманск, 2-4 марта 2011 г.] : к 90-летию со дня рождения профессора И. Ф. Ушакова : сборник научных статей / [редкол.: П. В. Федоров (науч. ред.) и др.]. - Мурманск, 2012. - С. 59-71.

«Простой взгляд на карту России, - утверждал С.О. Макаров, - пока­ зывает, что она своим главным фасадом выходит на Ледовитый океан. Правда, что прилегающие к нему места мало заселены и ничего не произ­ водят, но великие сибирские реки, спадающие в Ледовитый океан, покры­ вают сетью своих разветвлений всю Сибирь, заходя местами за границу Китая. Россия - производительница сырья, а сырье можно выгодно сбы­ вать лишь дешевым водным путем. Сбыт сырья должен быть за границу, и если при помощи ледоколов можно улучшить водное сообщение Сибири с иностранными рынками, то этим оказана будет огромная экономическая поддержка этой стране»1. Согласно одному из предположений С.О. Макарова, новый ледокол зимой должен был проводить суда с Балтийского моря в С.-Петербург, а весной работать в Горле Белого моря. «У ледокола “Ермак” три совершен­ но разные задачи, - писал он В.И. Ковалевскому2 в конце 1898 г., - имен­ но: разбивать почти пресноводный лед Финского залива, прокладывать путь через узкий и мелкий Морской канал и разбивать громады льдов Ле­ довитого океана. Я задался мыслью соединить все той задачи в одном ко­ рабле, сделав его вместе с тем грузовым пароходом» . Идею С.О. Макарова одобрили великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев и влиятельный министр финансов Сергей Юльевич Витте, обеспечивший финансирование проекта. Летом 1897 г. по согласо­ ванию с С.Ю. Витте С.О. Макаров совершил плавание из Норвегии в устье Енисея на пароходе «Иоанн Кронштадтский» (ледовая обстановка благо­ приятствовала), посетил Енисейск, Красноярск, Томск, Тюмень, изучая перспективы вывоза грузов и, особенно, «сибирского хлеба» морским пу­ тем при содействии ледокола. По возвращении он представил отчет мини­ стру финансов. Далее события развивались стремительно. В октябре 1897 г. в течение 3 дней (!) специально созданная комиссия обсудила и разработала главные технические условия будущего ледокола, которые были сообщены трем крупным иностранным фирмам из Великобритании, Германии и Дании, имеющим опыт как строительства ледокольных судов, так и работы с рос­ сийскими заказчиками. Переговоры с заводами заняли всего три недели (!). ' Макаров С. «Ермак» во л ь да х ... С. 4 -5 . Ковалевский Владимир Иванович (1848-1934) в 1892-1900 гг. - директор Департа­ мента торговли и мануфактур Министерства финансов. В начале 1870-х гг. прини­ мал участие в революционном движении, был знаком с известным народником- убийцей С.Г. Нечаевым и даже укрывал его у себя; находился в заключении в Пе­ тропавловской крепости. В 1879 г. ему была предоставлена возможность занимать государственные посты, кроме тех, что были связаны с преподавательской деятель­ ностью и службой в прокуратуре. В годы советской власти занимался администра­ тивной и научной деятельностью, связанной с сельским хозяйством: с 1919 по з 1929 гг. - пост Председателя Ученого комитета Наркомзема. Цит. по: Кузнецов Н.А. Ледокол «Ермак». М.: Цейхгауз, 2007. С. 4 -5 . 61

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz