Давыдов, Р. А. Ледокол «Ермак» и товарищество Архангельско-Мурманского срочного пароходства : 1898-1899 // VIII Ушаковские чтения, [Мурманск, 2-4 марта 2011 г.] : к 90-летию со дня рождения профессора И. Ф. Ушакова : сборник научных статей / [редкол.: П. В. Федоров (науч. ред.) и др.]. - Мурманск, 2012. - С. 59-71.
«Простой взгляд на карту России, - утверждал С.О. Макаров, - пока зывает, что она своим главным фасадом выходит на Ледовитый океан. Правда, что прилегающие к нему места мало заселены и ничего не произ водят, но великие сибирские реки, спадающие в Ледовитый океан, покры вают сетью своих разветвлений всю Сибирь, заходя местами за границу Китая. Россия - производительница сырья, а сырье можно выгодно сбы вать лишь дешевым водным путем. Сбыт сырья должен быть за границу, и если при помощи ледоколов можно улучшить водное сообщение Сибири с иностранными рынками, то этим оказана будет огромная экономическая поддержка этой стране»1. Согласно одному из предположений С.О. Макарова, новый ледокол зимой должен был проводить суда с Балтийского моря в С.-Петербург, а весной работать в Горле Белого моря. «У ледокола “Ермак” три совершен но разные задачи, - писал он В.И. Ковалевскому2 в конце 1898 г., - имен но: разбивать почти пресноводный лед Финского залива, прокладывать путь через узкий и мелкий Морской канал и разбивать громады льдов Ле довитого океана. Я задался мыслью соединить все той задачи в одном ко рабле, сделав его вместе с тем грузовым пароходом» . Идею С.О. Макарова одобрили великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев и влиятельный министр финансов Сергей Юльевич Витте, обеспечивший финансирование проекта. Летом 1897 г. по согласо ванию с С.Ю. Витте С.О. Макаров совершил плавание из Норвегии в устье Енисея на пароходе «Иоанн Кронштадтский» (ледовая обстановка благо приятствовала), посетил Енисейск, Красноярск, Томск, Тюмень, изучая перспективы вывоза грузов и, особенно, «сибирского хлеба» морским пу тем при содействии ледокола. По возвращении он представил отчет мини стру финансов. Далее события развивались стремительно. В октябре 1897 г. в течение 3 дней (!) специально созданная комиссия обсудила и разработала главные технические условия будущего ледокола, которые были сообщены трем крупным иностранным фирмам из Великобритании, Германии и Дании, имеющим опыт как строительства ледокольных судов, так и работы с рос сийскими заказчиками. Переговоры с заводами заняли всего три недели (!). ' Макаров С. «Ермак» во л ь да х ... С. 4 -5 . Ковалевский Владимир Иванович (1848-1934) в 1892-1900 гг. - директор Департа мента торговли и мануфактур Министерства финансов. В начале 1870-х гг. прини мал участие в революционном движении, был знаком с известным народником- убийцей С.Г. Нечаевым и даже укрывал его у себя; находился в заключении в Пе тропавловской крепости. В 1879 г. ему была предоставлена возможность занимать государственные посты, кроме тех, что были связаны с преподавательской деятель ностью и службой в прокуратуре. В годы советской власти занимался администра тивной и научной деятельностью, связанной с сельским хозяйством: с 1919 по з 1929 гг. - пост Председателя Ученого комитета Наркомзема. Цит. по: Кузнецов Н.А. Ледокол «Ермак». М.: Цейхгауз, 2007. С. 4 -5 . 61
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz