Давыдов, Р. А. Ледокол «Ермак» и товарищество Архангельско-Мурманского срочного пароходства : 1898-1899 // VIII Ушаковские чтения, [Мурманск, 2-4 марта 2011 г.] : к 90-летию со дня рождения профессора И. Ф. Ушакова : сборник научных статей / [редкол.: П. В. Федоров (науч. ред.) и др.]. - Мурманск, 2012. - С. 59-71.
ние большого ледокола на Ледовитом океане может иметь и стратегиче ское значение, дав возможность нам при нужде передвинуть флот в Тихий океан кратчайшим и безопаснейшим в военном отношении путем»1. Однако реакция П.П. Тыртова оказалась обескураживающей. Он на писал, что даже если идея С.О. Макарова и осуществима, то она никоим образом не может служить пользе флота. И Морское министерство никоим образом не будет оказывать содействия ее осуществлению ни денежными средствами, ни судами, «которыми русский военный флот вовсе не так бо гат, чтобы жертвовать их для ученых, к тому же проблематических задач»2. Получив болезненную отповедь от начальства, С.О. Макаров не от казался от своей мечты. Наоборот, в последующие месяцы он развернул в ее поддержку энергичную и хорошо организованную кампанию (сейчас бы сказали «провел серию PR-акций»). Он выступил с лекциями в Академии наук, Географическом обществе, Морском собрании; организовал освеще ние своих выступлений прессой. Из них особенно заметной оказалась лек ция, прочитанная 30 марта (11 апреля) 1897 г. на заседании Географиче ского общества в Мраморном дворце. Вниманию слушателей была пред ставлена большая карта Северного Ледовитого океана, в зале были разме щены модели, чертежи и картины ледоколов, «какие можно было достать». Среди множества высокопоставленных лиц, удостоивших своим посеще ние лекцию, были и Великие князья Константин Константинович и Алек сандр Михайлович. Впоследствии текст ее публиковался под сильным, эмо циональным названием «К Северному полюсу - напролом!»3. Северный полюс в те годы все еще оставался недосягаемой мечтой и для опытных по лярных исследователей, и для авантюристов по всему миру. С.О. Макаров, отличавшийся выдающейся силой убеждения, заставил многих поверить в то, что появление русского флага на полюсе - дело ближайшего будущего, и единственный надежный способ его туда доставить - это ледокол. В разговорах с высокопоставленными чиновниками и влиятельными предпринимателями Степан Осипович старался акцентировать внимание на экономических выгодах от появления ледокола в Северном Ледовитом океане и на Балтике, связанных с сырьевым экспортом и продлением нави гации замерзающих русских портов. Стремясь заручиться расположением важных бюрократов и капиталистических хищников, он говорил известные и понятные для них слова о том, что Россия - сырьевая страна, и экспорт сырья из «этой страны» за границу - выгодно. 1 Оригинал документа находится на хранении в РГА ВМФ. Цит. по: Сорокин М.Я., Лурье А.Я. «Ермак» ведет корабли. М.; Л.: Изд-во Главсевморпути, 1951. С. 14. 2 Там же. 3 Текст ее см., например: Макаров С. «Ермак» во льдах. Описание постройки и плава ний ледокола «Ермак» и свод научных материалов, собранных в плавании: В 2 ч. СПб., 1901. С. 24-15. 60
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz