Давыдов, Р. А. Ледокол «Ермак» и товарищество Архангельско-Мурманского срочного пароходства : 1898-1899 // VIII Ушаковские чтения, [Мурманск, 2-4 марта 2011 г.] : к 90-летию со дня рождения профессора И. Ф. Ушакова : сборник научных статей / [редкол.: П. В. Федоров (науч. ред.) и др.]. - Мурманск, 2012. - С. 59-71.

направился в первое полярное плавание к архипелагу Шпицберген. Из-за полученных повреждений и открывшейся течи пришлось возвращаться в Ньюкасл для проведения предусмотренного контрактом ремонта за счет фирмы. В частности, сломанный носовой винт был снят, на его место ус­ тановлен чугунный конус. В июле-августе «Ермак» снова в полярных льдах. Пройдя севернее архипелага Шпицберген и достигнув 81°с.ш., С.О. Макаров принял реше­ ние не рисковать ледоколом, успевшим получить новые повреждения и пробоину, и 4 (16) августа повернул на юг. 16 (28) августа «Ермак» в оче­ редной раз пришел в Ньюкасл для ремонта и реконструкции, завершив свое второе полярное плавание1. Давние недоброжелатели С.О. Макарова постарались представить первый, по сути не имеющий прецедентов в мире опыт плаваний русского ледокола в 1899 г. как полный провал. В прессе развернулась кампания по дискредитации Степана Осиповича и его идей. Журналисты, далекие от Арктики и судостроения, выдали порцию язвительных стишков, памфле­ тов и карикатур. Официальная комиссия под председательством контр- адмирала А.А. Брилева, в которую ни С.О. Макарова, ни капитана «Ерма­ ка» М.П. Васильева не включили, пришла к выводу, что «Ермак» не при­ годен к плаваниям в полярных льдах «по общей слабости корпуса и пол­ ной своей неприспособленности» к деятельности такого рода2. Зная дальнейшую славную, более чем полувековую историю этого ледокола, такой вывод воспринимается предвзятым и субъективным. Од­ нако тогда многим действительно показалось, что максимум на что спосо­ бен «Ермак» - это работы на акваториях балтийских портов. Члены Прав­ ления Товарищества Архангельского-Мурманского срочного пароходства, вынужденные вести делопроизводство и административную деятельность, связанную с эксплуатацией ледокола, казалось, получили наглядное и до­ кументальное подтверждение многим из своих «опасений». С 1(13) ноября 1899 г. министр финансов «изволил освободить» Това­ рищество Архангельско-Мурманского срочного проходства «от заведыва- ния расходами и хозяйственными распоряжениями по эксплуатации ледо­ кола»3. * * * Как известно, осуществить мечту С.О. Макарова - достичь географи­ ческой точки Северного полюса на ледоколе - впервые в истории морепла­ вания удалось гораздо более мощному и более приспособленному к поляр­ ным плаваниям советскому атомному ледоколу «Арктика» 17 августа 1977 г. Подробнее см.: Макаров С. «Ермак» во льдах... С. 119-303. 3 Андриенко В.Г. Ледокольный флот Р оссии... С. 197-201. Товарищество Архангельско-Мурманского срочного пароходства. Отчет правления за 1899 год. СПб., 1900. С. 8. 71

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz