Давыдов, Р. А. Крейсерство военных шхун «Полярная Звезда» и «Бакан» у Мурманского берега в 1881 и 1882 гг. «на случай ограждения русских промышленников от насильственных действий иностранцев» // Международные отношения на Севере Европы и Баренц-регион: история и историография : материалы российско-норвежского семинара, Мурманск, 19-20 мая, 2007 / Мурм. гос. пед. ун-т, Ин-т истории ун-та г. Тромсе, Баренц-ин-т.

довольно быстро, и шхуне в случае надобности, догнать его из-за слабости машины было бы невозможно. В г. Вадсё «Полярная Звезда» прибыла 19 июня (1 июля), в 5 часов утра и встала неподалеку от стоящего на рейде французского военного парохода «Колиньи», на котором, как потом выяснилось, находилась научная экспедиция профессора Пуше |5. Появление русской военной шхуны в Вадсё оказалось неожиданностью и произвело сильное впечатление не только на местных жителей, но и на российского консула Дмитрия Николаевича Бухарова, обычно находящегося в Гаммерфесте и оказавшегося тогда в Вадсё совершенно случайно. Д.Н. Бухарову, которого никто заранее не уведомил о возможном заходе шхуны в Вадсё и о целях ее плавания, пришлось давать «успокоительные объяснения» местным властям и населению, а заодно и искать уголь для пополнения запасов «Полярной Звезды». Искать уголь для военного крейсера в стране, против подданных которой он, главным образом, и должен был действовать! В силу обстоятельств, консулу пришлось провести ровно месяц (с 21 июня по 21 июля по ст. стилю 1881 г.) на борту шхуны. В своем донесении, а потом и в докладе, сделанном уже в России, в Обществе содействия русскому торговому мореходству, консул не пожалел черных красок, эмоционально и подробно расписав множество несообразностей крейсерства. «Находясь (...) совершенно случайно в г. Вадсё, но, не будучи заранее уведомлен о прибытии и даже посылке шхуны в крейсерство, я не мог удовлетворить требования командира о снабжении вверенного ему судна углем. Да и трудно было предположить, что военный крейсер, посланный для ограждения наших интересов, при самом начале кампании нуждался в необходимом материале для передвижения (...). Только благодаря совершенно неожиданной и счастливой случайности мне удалось по телеграфу обеспечить потребное количество угля в г. Вардё у владельца фабрики искусственного гуано Гольмбое. Не будь этого, нашей шхуне, с первого же своего появления в норвежских водах пришлось бы простоять в одном из двух названных городов»16. Д.Н. Бухаров раскритиковал мореходные качества шхуны, заметив, что та «приползла» из Вадсё в Вардё, затратив на переход в два раза больше времени, чем любой из коммерческих норвежских пароходов, совершающих рейсы между этими городами. Небольшой частный пароход «Waranger», вышедший из Вадсё в Вардё почти одновременно с русским крейсером, прибыл в Вардё на пять часов раньше шхуны. Жители Вардё получили возможность спокойно собраться на берегу и понаблюдать АВПРИ. - Ф. 155. -О н. 445. -Д . 6. -Ч 1. -JI. 193 об. АВГ1РИ. - Ф. 155. - Он. 445. - Д. 6. - Ч. 1. - JI. 206 209 об. 119

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz