Давыдов, Р. А. Крейсерство военных шхун «Полярная Звезда» и «Бакан» у Мурманского берега в 1881 и 1882 гг. «на случай ограждения русских промышленников от насильственных действий иностранцев» // Международные отношения на Севере Европы и Баренц-регион: история и историография : материалы российско-норвежского семинара, Мурманск, 19-20 мая, 2007 / Мурм. гос. пед. ун-т, Ин-т истории ун-та г. Тромсе, Баренц-ин-т.

Обращает на себя внимание, что в инструкции отсутствовал ключевой термин —территориальные воды или территориальное море . 9 (21) июня 1881 г. шхуна «Полярная Звезда»12, отправилась из Архангельска к Мурманскому берегу. В море, несмотря на ясную и тихую погоду, встречались еще отдельно плавающие льдины. 11 (23) июня шхуна обогнула Св. Нос и пошла на запад вдоль Мурманского берега. Сильное волнение и противный ветер с дождем, а потом и снегом, вынудили «Полярную Звезду» встать на якорь у о. Кильдин, где уже несколько лет жил норвежский колонист Эриксен13 с семьей, занимающийся промыслом трески и имеющий в своем хозяйстве к тому времени шняку, ёлу, трех коров и оленя. Зайдя на короткую стоянку в Кольский залив, шхуна продолжила движение вдоль Рыбачьего полуострова. Команда с интересом следила за китами, замечаемыми как в отдалении, так и в непосредственной близости от судна. Один из них едва не стал причиной аварии, о чем командир шхуны потом посчитал нужным даже упомянуть в донесении. Подплыв к шхуне, кит «быстро нырнул пред самым форштевнем, прошел вдоль всей килевой части судна и в то время, когда он, надо полагать, дошел до винта, раздался глухой удар, а затем другой; на шхуне почувствовалось сильное сотрясение, так что спавшие по каютам быстро встали и выскочили на палубу. Машина на несколько мгновений остановилась, за кормою судна на поверхности моря видна была кровь. В муфте гребного вала винты лопнули; винты эти немедленно исправлены были судовыми средствами, и шхуна продолжила плавание»14. Следуя вдоль северного берега Рыбачьего полуострова, с «Полярной Звезды» заметили китобойный пароход, предположительно норвежский, который, в свою очередь, увидев российский военный флаг, изменил курс и скрылся. Командир шхуны, не без досады заметил, что пароход шел 11 Территориальное море - часть морского пространства, прилегающей к территории прибрежного государства или к его внутренним водам и находящегося под его суверенитетом. Отсчитывается от линии наибольшего отлива; в местах, где береговая линия изрезана, извилиста, проходит цепь островов - от т.н. «прямых исходных линий». Термин «территориальное море» вошел в употребление после принятия 30 апреля 1982 г. Конвенции ООН по морскому праву, вместо широко употреблявшихся ранее в качестве синонимов нескольких терминов: «территориальное море», «территориальные воды» и «береговое море». (Морской энциклопедический словарь: В трех томах / Под ред. В.В. Дмитриева. Т. 1. - JI.: Судостроение, 1991. - С. 502; Т. 2. - Л.: Судостроение, 1993. - С. 89; Т. 3. - Л.: Судостроение, 1994. - С. 248). Шхуна «Полярная Звезда» имела паровую машину «в 60 сил». Командовал ею капитан-лейтенант Бойль 2-й. В экипаж входили штурман, механик, артиллерист, врач и 64 матроса. Вооружение состояло из двух пушек. Подробнее о нем см.: Попов Г.П., Давыдов Р.А. Мурман. Очерки истории края XIX - начала XX в. - Екатеринбург: УрО РАН, 1999. - С. 39-40; Ушаков И.Ф. Кильдипский король // Вестник «Баренц-факультета» МГПИ. - Вып. 1. - Мурманск, 2000. - С. 6-9. 14АВПРИ. - Ф. 155. - Оп. 445. - Д. 6. - Ч. 1. - Л. 192-193 об. 118

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz