Давыдов, Р. А. Крейсерство военных шхун «Полярная Звезда» и «Бакан» у Мурманского берега в 1881 и 1882 гг. «на случай ограждения русских промышленников от насильственных действий иностранцев» // Международные отношения на Севере Европы и Баренц-регион: история и историография : материалы российско-норвежского семинара, Мурманск, 19-20 мая, 2007 / Мурм. гос. пед. ун-т, Ин-т истории ун-та г. Тромсе, Баренц-ин-т.

■■убернагор, в чьем административном подчинении находился Мурман, ни командир порта, при котором состоит намеченное к отправке судно, не имеют ни малейшего представления!7 А в Морском министерстве даже к концу мая не знали, что делать команде шхуны у Муманского побережья. Управляющий Морским министерством также просил министра внутренних дел сообщить ему инструкцию, составленную «по взаимному соглашению министерств иностранных и внутренних дел и государственных имуществ, для руководства командира шхуны, назначенной в крейсерство к Мурману»8. Похожий вопрос об инструкции для крейсера в МВД получили и из МИДа. Министерство внутренних дел, в свою очередь, затруднилось «проектировать» такую инструкцию «без предварительного сношения с губернским начальством»9. Лихорадочные «сношения» апреля-июня 1881 г. оказались безрезультатными. Инструкцию для командира «Полярной Звезды», устав ждать ее из С.-Петербурга, составил командир Архангельского порта князь Леонид Алексеевич Ухтомский. Она оказалась настолько общей, что напоминала сказочное «пойди туда - не знаю куда...». Приводим здесь текст этой инструкции полностью: «1). Шхуна назначается для крейсерства у Мурманского берега на случай ограждения русских промышленников от насильственных действий иностранцев. 2). Предписывается крейсировать шхуне, по возможности, вблизи тех мест, где русские промышленники производят морские рыбные промыслы. 3). При разбирательстве каких-либо недоразумений между русскими и иностранными промышленниками предоставляется действовать в этом деле по предварительному соглашению с кольским исправником и дозволяю принять на шхуну исправника или командированного им чиновника полиции и оказывать им содействие к установлению порядка и законности на Мурманском берегу, если таковые случаи будут. 4). Все замеченные при крейсерстве обстоятельства по сему делу, а равно жалобы и заявления промышленников на Мурманском берегу и другие случайности записывать в особую книгу и при первой же возможности через Мурманское срочное пароходство или из портов представлять мне подробные о том донесения с приложением выписки из означенной книги»10. 7 Попов Г.П., Давыдов I’.A. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. Кн. 1. - I’,катеринбург-Архангельск: И311С УрО РАН, 2003. - С. 200. 8АВПРИ. - Ф. 155. - Он. 445. - Д. 6. - Ч. 1. - JI. 94 об. 9АВПРИ. - Ф. 155. - Он. 445. - Д. 6. - Ч. 1. - J1. 97 об. 1ft ГААО. - Ф. 4. - Он. 10. - Т. I. - Д. 283. - Л.З-Зоб. 117

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz